Роль фреона в работе холодильника
Если компрессор некоторые считают сердцем холодильника, то хладагент можно считать его кровью. Без достаточного количества этого вещества не сможет работать никакое холодильное оборудование. Бесцветный и не имеющий запаха газ необходим для перемещения тепловой энергии.
Фреон легко переходит из жидкого состояния в газообразное при относительно невысоких температурах. Контур, по которому он циркулирует, состоит из двух частей: внутренней и наружной.
Жидкий хладагент поступает на внутренний контур холодильника и поглощает частички рассеянной в воздухе тепловой энергии, превращаясь при этом в газ. Затем он перемещается на внешний контур, проходит через компрессор и испаритель, отдает тепло окружающему воздуху и возвращается в жидкую форму.
Цикл повторяется снова и снова, в результате в камере холодильника воздух становиться все холоднее, а решетка задней стенки постоянно выделяет тепло.
Для заправки холодильника фреоном понадобится заправочная станция, набор специальных инструментов и материалов, а также баллон с хладагентом
Эти свойства фреона используются и в других устройствах, таких как кондиционеры, тепловые насосы и т.п. Газ циркулирует по герметично запаянному контуру. Он не представляет большой опасности для здоровья людей даже при полной утечке вещества из обычного бытового холодильника.
Всего в промышленности используют 16 видов этих насыщенных фторсодержащих углеводородов. Для заправки конкретной модели холодильника подходит какая-то одна марка фреона, обычно она указана прямо на корпусе компрессора.
Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?
Заправлять кондиционер нужно в таких случаях:
- После установки или переустановки в новое место.
- После ремонта, если в процессе отключались фреоновые магистрали.
- Если произошла утечка из контура. Почти всегда дозаправлять кондиционер приходится из-за утечки.
- Каждые 2 года (частота примерная, если система смонтирована правильно — то можно и реже). В среднем за 1 год эксплуатации теряется около 8% объема хладона.
Понять, что пришла пора замены — можно по качеству работы устройства.
Признаки утечки такие:
- на наружном блоке появляется иней;
- помещение охлаждается (или нагревается) медленнее, чем раньше (при примерно такой же температуре наружного воздуха); кондиционер при этом работает дольше (или вообще без перерывов), и его приходится нагружать сильнее;
- инверторная модель может часто отключаться и показывать код неисправности;
- при работе кондиционера появляется неприятный запах (не пыли).
Сплит-системы
Точно определить срок заправки невозможно, так как это зависит от качества монтажа, а также качества самого кондиционера.
Лучше ориентироваться на признаки, указывающие недостаток фреона.
Но в любом случае, лучше проверять наличие фреона в системе хотя бы раз в два года.
Удобно это делать в комплексе с чисткой кондиционера, то есть проводить сервисное обслуживание.
Мобильные и оконные кондиционеры
Эти типы кондиционеров собраны в едином корпусе и все соединения находятся внутри и выполнены в заводских условиях методом пайки.
Таким кондиционерам заправка требуется очень редко. Но их особенность в том, что дозаправить их не получится — необходимо полностью перезаправлять всю систему.
Понадобится заправлять кондиционер и после некоторых видов ремонта:
- замены компрессора
- четырёхходового вентиля замена
- замены заправочного порта
- после повреждения теплообменников — конденсатора или испарителя
- после повреждения фреоновых трубок
Как запустить хладагент
Специалисты рекомендуют, если вы не знаете, как работать с газовым оборудованием, то лучше своими руками не пытаться запустить фреон. Сервисная служба устранит все неполадки и осуществит заправку. Вы можете оставаться в качестве наблюдателя.
Но если все-таки решили действовать самостоятельно, то тогда: придерживайтесь правил.
Важно вначале работ выключить холодильник. Не включать, при замене фреона, нагревательные приборы и не курить
Работы в домашних условиях нужно выполнять в изолированном помещении с заземленной аппаратурой. Внимательно следить за пайкой стыков. Помещение, после заправки вещества, хорошенько проветрить.
Ремонт холодильника
Оборудование
Заправить холодильник своими руками можно, только при правильных действиях. Хотите сэкономить на мастере, сделать все своими руками, возьмите оборудование напрокат. Покупать, мастера не советуют, потому что вложения не окупятся.
Чтобы заправить, без такого оборудования, как:
- коллектора и манометров;
- шлангов и вентилей;
- газового баллона, ничего не получится.
Чтобы провести такую операцию в домашних условиях, определитесь с типом газового вещества. Посмотрите на поверхность компрессора, там отображены цифры.
Инструкция
Приведенное видео подробно проинструктирует по правильному осуществлению заправки фреоном холодильника своими руками.
- Перед началом работы в компрессоре холодильника необходимо перекрыть два крана. Подсоединить два шланга по очереди, согласно цветам, к оборудованию. Синий шланг соединяется с заправочной трубкой. Желтый – с баллоном, где находится фреон.
- Проверить давление, путем припаивания штуцера к нагнетающей магистрали. Штуцер соединяется с красным шлангом.
- Открыть кран синего оттенка. Открывайте баллон постепенно, чтобы количество фреона при заправке равномерно наполняло нагнетатель.
- Чередовать включение/выключение компрессора по 30/40 секунд. Продолжая заправлять, подключить вакуумную помпу с желтым рукавом.
- Выключить насос с интервалом 10 минут и рукав подключить к емкости с газом.
Заправка холодильника
Старайтесь сделать четко. У компрессора не должно остаться воздуха, а только наличие необходимого количества фреона.
Проверка давления
После того, как заправили, включайте агрегат и определяйтесь с правильным системным давлением.
Помните, что при:
- горячих капиллярных трубках и фильтрах;
- обратной трубки покрытой инеем, станет ясно, что вы несколько преувеличили дозу фреона.
Стравите его. Включите агрегат, пусть поработает пять – десять минут, и затем проверьте трубки. При норме трубка может обмерзнуть на 10 см, там, где есть выход из корпуса холодильника.
Если все в порядке, тогда заправка считается завершенной. Трубки пережимают, отсоединяют и запаивают.
Проверка давления фреона
Как видите, заправить фреоном в домашних условиях холодильник можно. Но действуйте аккуратно и обязательно соблюдайте все техники, чтобы обезопасить себя и оборудование. Кроме того, рассчитайте сколько нужно будет потратить средств для ремонта.
Если вы затрудняетесь заправлять фреоновый газ собственноручно, тогда обратитесь в сервис. У мастеров есть необходимое оборудование и обследуя холодильник, они скажут сколько будет стоить работа. Они быстро заправят необходимым количеством, и он будет работать, как новый.
Этапы работы
Работа по заправке хладагента достаточно сложная, и следует точно знать ее этапы.
- Найти и точно определить место утечки;
- Изолировать утечку;
- Заменить фильтр-осушителя;
- Проверить герметичность;
- Провести вакуумирование;
- Заполнить систему;
- Проверить качество выполненной работы.
Подготовка
Проведите диагностику: тщательно осмотрите холодильный шкаф. Некоторые виды утечки можно определить по внешним признакам: вздутие, ржавчина, подтеки на трубках. Если визуально это сделать тяжело, то воспользуйтесь искателем четей. Оцените, сможете ли вы самостоятельно устранить повреждения (особенно если утечка в запененной области) или все же придется прибегнуть к помощи специалиста.
Удаление остатков хладагента
Соблюдая меры безопасности, стравите остатки газа. С помощью игольчатого захвата зажмите фильтр-осушитель и сделайте прокол в месте, где виден участок меди. Трубку можно вывести в форточку, чтобы обезопасить себя. Не забывайте, что он взрывоопасен и очень вреден для здоровья.
После устранения протечки и удаления остатка газа замените фильтр-осушитель — это позволит обезопасить систему от проникновения влаги. Его просто срезают и припаивают новый.
Проверьте герметичность охлаждающего контура: постоянно следя за манометром, нагнетайте азот — это позволит определить, насколько хорошо удерживается давление в системе. После этого стравите газ и проведите вакуумирование, чтобы устранить воздух и остатки влаги. Для этого подключите насос к клапану Шредера. Давление в нем должно быть не меньше 6 Атм.
Закачка фреона своими руками
Подберите газ, подходящий к вашему бытовому прибору. Самые распространенные и широко используемые 6 марок — R 600 a, R 134 a, R 12, R 22, R 407 C, R 410 A. Марку и дозировку можно узнать в паспорте технического обслуживания.
Чтобы заправить фреон при его нехватке, необходимо:
- Перекрыть все краны заправочной станции;
- Левый патрубок вакуум-насосной станции установить на клапан Шредера, правый — к насосу, а средний — на баллон с газом;
- Открыть кран перезаправочной станции и включить насос — добиться падения давления до минимума;
- Перекрыть правый вентиль и открыть заправочный до достижения полного объема;
- Включить холодильник и проверить давление;
- Пережать трубу компрессора и запаять концы;
Несколько важных нюансов
Прежде чем начинать работы, необходимо изучить техпаспорт кондиционера и инструкцию, которая к нему прилагается
Если эти документы утеряны, обязательно следует обратить внимание на металлический шильд, закрепленный на наружном блоке
Основные технические характеристики любой сплит-системы продублированы на металлическом шильде, закрепленном на боковой стенке наружного блока устройства
На этой металлической пластине обычно имеются все основные сведения по этой конкретной модели. Здесь можно узнать, какая именно марка фреона использована для заправки контура, каким должно быть давление в нем, сколько граммов хладагента нужно закачать в систему и т.д.
Следует помнить, что номинальное давление в контуре зависит от марки хладагента, а также от температуры окружающего воздуха. Если на улице слишком холодно или жарко, а замеры проводятся по манометру, необходимо сделать поправку. Данные об изменении давления можно найти в справочниках.
При тестировании кондиционера после заправки нужно включать только режим охлаждения. Если случайно запустить обогрев, можно залить компрессор и полностью сломать сплит-систему.
Как правильно заправить холодильник фреоном в домашних условиях
Для сохранения продуктов в домашних условиях, служит бытовой прибор – холодильник, и в случае каких-либо проблем с ним, например, если из него вышел хладагент, то он перестает работать. В этом случае приходиться вызывать специалиста или же вести холодильник в сервисный центр. Но в некоторых случаях можно попробовать заправить своими руками. Сначала следует определить тип фреона в домашних условиях, которым заправляют ту или иную модель холодильника, обычно это можно выяснить из паспорта.
Правильная работа с любым типом фреона требует обязательного знания и соблюдения правил безопасности
Для заправки понадобится:
- Вакуумный насос;
- Компрессор;
- Манометры;
- И краны со шлангами.
Также кроме этого, может понадобиться азот для продувки всей системы. Можно все оборудование взять в аренду, и в соответствующей фирме взять необходимую марку фреона. Система продувается азотом через сервисные патрубки, после этого через эти же патрубки подключается насос, который качает воздух из системы, процесс лучше всего контролировать с помощью манометра.
После проверки следует проверить холодильник, если сделано все правильно, то все должно работать, как следует. Если наблюдаются какие-либо неполадки, следует повторить процедуру и снова заменить фреон. Если самостоятельно поменять фреон не получается, и отремонтировать холодильник тоже, то следует обращаться к специалистам.
Аккумулятор своими руками
Аккумуляторы можно прибрести в специализированных магазинах, оформить заказ на интернет-ресурсах, но можно его изготовить самостоятельно, по принципу «дешево и сердито». Конечно, ключевым моментом является состав жидкости, которую используют в качестве наполнителя пластиковой емкости. В промышленных аккумуляторах в состав хладагента входят: вода, антибактериальная добавка и карбоксиметилцеллюлоза. Последняя служит в качестве загустителя и контролирует расширение воды при замерзании.
Учитывая вышесказанное предлагаем несколько рецептов приготовления жидкости для самодельного аккумулятора холода.
Рецепт № 1
Процесс изготовления:
- в литре обычной питьевой воды, лучше теплой, приготовить насыщенный раствор поваренной соли, добавив в него около 400 граммов хлорида натрия (поваренной соли);
- добавить в состав три литра воды и добавить необходимое количество обойного клея. Консистенция жидкости должна быть гелеообразной;
- раствор разлить в пластиковые контейнеры с завинчивающей крышкой или в пластиковые бутылки;
- поставить в морозильную камеру и заморозить.
Читать также: Инструмент для подвязки растений садовый инструмент тапенер
Такой аккумулятор может в течение длительного времени сохранить температуру в специальной сумке до -20 градусов С.
Рецепт № 2
Для самодельного аккумулятора холода: необходимо приготовить 20% раствор глауберовой соли. Для 100 граммов раствора нужно использовать следующее соотношение веществ: 20 граммов безводной соли, 1 грамм КМЦ (обойного клея) и определенное количество воды.
Рецепт № 3
Это самый простой, можно сказать форс-мажорный способ с делать аккумулятор холода. Необходимо смешать воду и обойный клей в пропорциях: 96 граммов+4 грамма.
Минус 1 градус Цельсия в сумке с продуктами может создать условия холодильника, и позволит продержаться какое-то время.
Видео о приготовлении аккумулятора холода
Большинство даже не подозревает, что сделать аккумулятор холода своими руками гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. За умными словами скрывается несложный механизм действия, который можно воспроизвести даже в домашних условиях, с минимальными затратами сил и средств.
Причины утечек фреона
Это вещество является хладагентом многих моделей холодильных устройств. Он является газом, не имеющим запаха. Срок его годности неограничен, но в определенных случаях может потребоваться его дозаправка.
Утечка фреона возможна в результате:
- выхода из строя компрессора холодильника;
- нарушения герметичности капилляров, по которым проходит фреон, а также системы его подачи в целом;
- нанесения нечаянных ударов по конденсату и компрессору. Они могут возникнуть при неаккуратном перемещении бытового прибора или при использовании острых предметов в морозильной камере;
- низкого качества трубок (капилляров) по которым циркулирует фреон, а также появления на них микротрещин;
- неправильного или несильного зажатия соединений трубопроводов.
Чтобы понять, что утечка действительно произошла, обратите внимание на наличие или отсутствие охлаждения в морозильной камере. Холодильник может не охлаждать, но при этом компрессор продолжит работать в обычном режиме
Ситуация с протечкой грозит опасными последствиями, так как газ является взрывоопасным. Поэтому так необходимо в кратчайшие сроки найти причину протечки, устранить ее и восстановить объем фреона в системе.
Это можно выполнить самому в домашних условиях, если придерживаться технологии заправки.
Техника безопасности при заправке фреоном
Если вы решили провести заправку самостоятельно, следует помнить, что работа является довольно опасной. Поэтому соблюдение определенных правил обязательно.
Перед началом работ холодильник должен быть отключен от сети. Всю аппаратуру, которая используется для работы, обязательно необходимо заземлить. Если нет возможности выполнить заземление, проводите ремонт на специальной площадке с изоляцией.
При закачке или выпуске фреона проветривать помещение нужно через каждые 15 минут. Если газ не имеет запаха, это не означает, что он не может плохо влиять на здоровье и самочувствие. Курить и включать нагревательные приборы во время работы запрещено.
Хладагент для заправки приобретайте только у тех производителей, которые предоставляют на него гарантию. Пайка стыков должна осуществляться с соблюдением всех правил противопожарной безопасности.
Перед началом заправки проверьте, какой фреон используется в вашей модели холодильника. Некоторые виды этого газа (например, Р600) взрывоопасны. В этом случае самостоятельно проводить работу противопоказано.
_
Выбор и примеры моделей
- конструкция;
- состав наполнителя;
- объём.
Практически все аккумуляторы холода промышленного изготовления имеют неограниченный срок годности. Конечно, при соблюдении правил их хранения, когда они не используются. Многие производители подобных моделей гарантируют безопасность материалов, из которых они изготовлены, а также и безвредность для окружающей среды.
Давайте, кратко рассмотрим некоторые распространённые на рынке модели.
- Это аккумулятор холода российского производства, имеющий гелевый наполнитель. Способен поддерживать температуру в термоконтейнере около 0 градусов в течение нескольких суток. Среди плюсов можно назвать корпус этого устройства. Он изготовлен из поливинилхлорида высокого давления, что обеспечивает его стойкость к ударам и падению.
- Ezetil Ice Akku. Этот аккумулятор холода импортного производства. Среди особенностей стоит выделить малую толщину, что экономит пространство в термосумке. Кроме того, эту модель отличает широкий диапазон поддерживаемых температур. С её помощью можно поддерживать температуру от минус 25 до плюс 55 по Цельсию в течение суток;
- Ezetil Soft Ice. Аккумулятор холода с гелевым наполнителем того же производителя. Может использоваться как для создания холода, так и тепла в термосумке. В первом случае он выдерживается в холодильнике несколько часов, а во втором ─ в кипятке несколько минут. Эти модели хорошо поддерживают температуру в термоконтейнере на протяжении первых 10─15 часов;
- Арктика. Это продукция российского производителя. В основу этих аккумуляторов холода положен солевой раствор, который помещён в пластиковый корпус. Среди плюсов стоит отметить быструю подготовку устройства к работе. То есть, быструю заморозку.
- Green Glade. Это китайский аккумулятор холода на гелевой основе. Привлекает, прежде всего, стоимость, которая лежит в пределах 200─300 рублей. Однако полиэтиленовый пакет, в котором находится гель, легко повредить;
- Аккумуляторы холода, выпускаемые под этим брендом, хорошо обеспечивают нужную температуру продуктов в течение длительного периода времени.
Ezetil Soft Ice
Ezetil Ice Akku
Freezpack
Арктика
Eva
Green Glade
Пошаговая инструкция по замене фреона своими руками
Чтобы заправить фреон самостоятельно, нужно выполнить определённый порядок действий.
Шаг 1: Удаление остатков старого хладагента
До начала работ стоит обзавестись набором рожковых ключей, тестером, течеискателем, насосом вакуумного типа, плоскогубцами, термометром, пережимными клещами и всем дополнительным инструментом, который может понадобиться при разборе той или иной разновидности холодильного агрегата. Для пайки потребуется защитный экран, плюс необходимо приобрести клапан Шредера и осушающий фильтр.
Для удаления остатков газа необходимо отыскать фильтр-осушитель, а затем зажать его игольчатым захватом. Далее необходимо проделать в фильтре небольшое отверстие на медной его части. Увы, восстановить работоспособность этого элемента уже не получится, и в дальнейшем он подлежит замене на новый.
На заранее подготовленное место на компрессоре припаивается клапан необходимой длины. Когда остатки хладагента покинут систему, все трубки необходимо продуть азотом. Нужно это для того, чтобы удалить образовавшийся на стенках трубок конденсат. Продувать систему необходимо не менее 12–15 минут, после чего нужно перекрыть вентиль захвата и отрезать фильтр рядом с трубкой.
Шаг 2: Повторная продувка системы и установка фильтра
После перекрытия вентиля систему продувают снова, а затем на место старого устанавливают новый осушительный фильтр. Устанавливать его нужно достаточно быстро: если пройдёт чуть больше 15 минут, система уже будет нуждаться в повторной продувке.
Шаг 3: Закачка
Чтобы закачать фреон в систему, понадобится так называемая станция заправки, в комплект которой входят два манометра, снабжённых запорными механизмами, и три шланга. Манометры обычно окрашены в синий и красный: первый отображает давление тяги, а второй – показатель давления нагнетания. В нашем случае важен только первый показатель.
К обоим манометрам подключаются соответствующего цвета шланги, а третий шланг обычно окрашен в жёлтый цвет. Именно он первым подсоединяется к ёмкости с фреоном, а синий патрубок при этом фиксируют к трубке, посредством которой в один из контуров будет осуществляться подача хладагента. Для подключения используется особого типа штуцер.
Красный же шланг монтируется на другой конец системы, к клапану Шредера. Когда все шланги будут подключены, можно повернуть запорные механизмы на синем и красном патрубке. Последним открывается вентиль, подсоединённый к баллону с хладагентом, и система начинает заполняться. Вентили манометров необходимо будет перекрыть, когда давление дойдёт до 0,5 атм. Затем на компрессор в течение полуминуты подаётся питание, а к жёлтому шлангу подсоединяется вместо баллона насос, который включается на десять минут.
После так называемого вакуумирования жёлтый шланг подсоединяется к коллектору, и заправка продолжается после открытия синего вентиля. Когда система заполнится, показатели приборов проверяются в последний раз, после чего патрубки загибаются и тщательно запаиваются. На этом этапе заправку холодильника фреоном можно считать завершённой.
Роль фреона в работе холодильника
Если компрессор некоторые считают сердцем холодильника, то хладагент можно считать его кровью. Без достаточного количества этого вещества не сможет работать никакое холодильное оборудование. Бесцветный и не имеющий запаха газ необходим для перемещения тепловой энергии.
Фреон легко переходит из жидкого состояния в газообразное при относительно невысоких температурах. Контур, по которому он циркулирует, состоит из двух частей: внутренней и наружной.
Жидкий хладагент поступает на внутренний контур холодильника и поглощает частички рассеянной в воздухе тепловой энергии, превращаясь при этом в газ. Затем он перемещается на внешний контур, проходит через компрессор и испаритель, отдает тепло окружающему воздуху и возвращается в жидкую форму.
Цикл повторяется снова и снова, в результате в камере холодильника воздух становиться все холоднее, а решетка задней стенки постоянно выделяет тепло.
Для заправки холодильника фреоном понадобится заправочная станция, набор специальных инструментов и материалов, а также баллон с хладагентом
Эти свойства фреона используются и в других устройствах, таких как кондиционеры, тепловые насосы и т.п. Газ циркулирует по герметично запаянному контуру. Он не представляет большой опасности для здоровья людей даже при полной утечке вещества из обычного бытового холодильника.
Всего в промышленности используют 16 видов этих насыщенных фторсодержащих углеводородов. Для заправки конкретной модели холодильника подходит какая-то одна марка фреона, обычно она указана прямо на корпусе компрессора.
Пошаговая инструкция заправки
Когда подготовительные работы закончены, можно начинать заправку холодильника фреоном, обязательно соблюдая все правила техники безопасности. Чтобы начать работу, необходимо заранее приготовить:
- два манометра, имеющие разные цвета;
- три шланга разного оттенка.
Давление всасывания показывает манометр синего оттенка. Красный сообщает входное давление.
- С помощью штуцера к трубке подключается шланг синего цвета.
- Желтый шланг крепится к баллону.
- Чтобы измерить нагнетающее давление, специальный клапан Шредера (представляет собой впаянный патрубок к основному трубопроводу) соединяется с красным шлангом.
- Плавно открывается кран синего манометра. Фреон заполняет систему под определенным давлением (0,4-0,5 Атм). Когда система полностью заполнится, образуется нужное давление, краны закрываются.
- Включается компрессор. Он должен проработать не более 20-30 секунд.
- Желтую трубку освобождают от баллона. Взамен подсоединяют вакуумный насос. Он должен проработать ориентировочно 10 мин. Перед запуском, синий кран должен быть плотно закручен, установлен режим «Закрыто».
- К баллону подсоединяют жёлтый шланг, который предварительно освободили от насоса. Перед открытием клапана, необходимо желтую трубку снять с коллектора. Чтобы воздух вышел из системы, её нужно слегка отвести в сторону.
- Когда воздух полностью стравлен, к системе вновь подключается желтый шланг. Открывается синий кран. В систему окончательно закачивается фреон, до достижения требуемого объема.
- Вновь запускается компрессор. На манометре должно показываться стабильное значение. Когда все в норме, никаких отклонений не наблюдается, можно перегнуть трубки.
Чтобы избежать утечки, перегнутые трубки хорошо запаивают.
Необходимость проведения работы
При покупке нового оборудования оно не нуждается в закачке фреоном, поскольку это делается заводом-изготовителем. При ремонте хладагент перекачивается во внешний модуль. Главное, делать это аккуратно и не допускать его утечки. Другое дело чистка, которая проводится в плановом порядке.
Заправка фреоном кондиционеров ведется в следующих случаях:
- если в процессе монтажа или переносе на новое место была допущена его утечка;
- после отключения магистралей для последующего ремонта;
- после утечки фреона в результате нарушения герметичности.
Согласно рекомендациям фирм, заправку кондиционера фреоном следует делать раз 1 год. Практика показывает, что в такой частоте необходимости нет. Достаточно проводить процедуру с периодичностью 4−5 лет. Связано это с высоким качеством стыковых соединений. Если же утечка произошла, производится разборка аппарата и поиск мест неисправностей.
Существуют признаки, указывающие на недостаток в системе фреона:
- из-за снижения эффективности работы оборудования внутренний блок начинает гнать теплый воздух;
- компрессор выходит на безостановочную работу с максимальной нагрузкой;
- на дисплее выводится ошибка;
- сервисный порт внешнего блока с поступающим к нему жидкостью покрывается льдом;
- обмерзает испаритель внутреннего блока.
Рекомендуем ознакомиться: Кондиционер с притоком свежего воздуха