Диагностика и устранение неисправностей автомобильного кондиционера
Проще всего работоспособность кондиционера, установленного в авто, определяется наощупь — по разнице температур между тонкой трубкой нагнетателя, входящей в конденсор, и толстым патрубком, выходящим из компрессора. У работающей системы кондиционирования трубка нагнетателя должна быть горячей, а толстый патрубок – холодным. Если разница температур между ними отсутствует, значит, кондиционер в машине не работает. Да и холодный воздух из вентиляционных отверстий в салон автомобиля поступать не будет.
Причинами неисправности автомобильного кондиционера могут быть:
- нарушение герметичности элементов системы;
- загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) или всего устройства в целом;
- механические поломки деталей системы (резиновых патрубков, латунных трубок и пр.);
- поломка компрессора.
Автокондиционер — это достаточно сложное устройство, которое самостоятельно отремонтировать невозможно. Своими руками можно только проверить его работоспособность. А чтобы очистить систему кондиционирования в автомобиле или заправить фреоном, нужно иметь под руками специальное оборудование. Единственный способ избежать поломки автомобильного кондиционера — регулярно и тщательно ухаживать за ним.
Заправка фреона в систему
В нормальных условиях работы хладагент повторно заправляют не ранее, чем через 18 месяцев после покупки. Это связано с естественным свойством фреона испаряться. Испарение происходит в местах соединения трубопровода или через микротрещины в материале.
Емкость с хладагентом должна находиться в одном положении от начала работ и до их окончания. Поэтому необходимо выбирать устойчивое положение емкости и оптимальную длину шлангов
Но, необходимость в дозаправке системы может возникнуть и раньше. К этому могут привести следующие события:
- механические повреждения трубопровода;
- заводской брак – выход из строя автоматики на производстве;
- нестандартная установка сплит системы – увеличение длины коммуникационных трубок;
- проведение ремонта системы без последующей дозаправки – например, замена компрессора.
Это причины, по которым может наблюдаться недостаток фреона в системе. Стоит отметить и тот факт, что хладагент будет испаряться даже из той техники, которая ни разу не подключалась к сети
Поэтому нужно учитывать эту особенность и обращать внимание на дату производства техники
В среднем, объем фреона в системе сокращается на 8% в год. Значительный недостаток хладагента может привести к непоправимым последствиям: заклиниванию компрессора и его полной поломке. Поэтому рекомендуется проверять уровень фреона раз в полтора года и после каждого ремонта.
Этап №1 – подготовительные работы
Нужно изучить техническую документацию своей сплит-системы. Это необходимо для того, чтобы определить, какой вид фреона заправлен в оборудование и какое оптимальное давление газа в системе.
Далее, исходя из полученной информации, нужно купить баллон с хладагентом. Наиболее часто используются марки фреона R410A и R407C.
Первым видом вещества можно дозаправить систему, не выкачивая остатки фреона. Вторым видом вещества заправить сплит-систему можно только после полного удаления остатков фреона из трубопроводов и компрессора.
Лучше всего обзавестись профессиональным инструментом для контроля объема хладагента в системе. Это позволит избежать ситуаций недозаправки или перезаправки фреона в технике
Для работы понадобится следующее:
- фреон нужной марки;
- манометр, который будет подсоединяться к баллону и сплит-системе;
- гаечный ключ нужного размера.
Существует несколько методов заправки сплит-системы фреоном. Наиболее практичным для самостоятельного осуществления в домашних условиях является метод контроля давления в системе. Чаще всего его используют и профессионалы.
Для замены хладагента понадобится свободный доступ к наружному блоку. На нем расположены два выхода для замены фреона. Через них выкачивается и закачивается газ.
Этап №2 – замена фреона
Порядок выполнения работ по замене хладагента можно разделить на следующие этапы:
- Включение сплит-системы в режим максимального охлаждения.
- Подключение манометра к наружному блоку.
- Удаление остатков газа из системы – если это необходимо.
- Выставление температуры охлаждения на среднее положение.
- Порционная подача газа в систему, со сверкой показаний на манометре с заводскими показателями давления.
- Прекращение подачи фреона в момент, когда давление нормализовалось.
- Отсоединение шланга и манометра от коллектора.
- Закручивание выводов для дозаправки.
- Проверка работы климатической техники.
Если всё сделано верно, то оборудование не будет нуждаться в повторной процедуре еще минимум полтора года.
В ряде случаев некоторые владельцы сплит-систем прибегают к демонтажу наружного блока. Это позволяет не только заправить систему фреоном, но и произвести полноценное обслуживание техники в помещении
Если возникает потребность в дозаправке слишком часто, то это свидетельствует об утечке хладагента из системы. Как это устранить будет рассказано далее.
Диагностика неисправностей
Современная охлаждающая техника может автоматически оповещать об отдельных поломках приспособления. Осуществляется это при помощи мигания индикации на дисплее либо различных надписей. Изучив прилагающуюся инструкцию, можно легко разобраться с расшифровкой сбоев в системе. Более развернутая информация о кодировках доступна сервисным центрам с авторизацией, однако основные сведения открыты и обычным пользователям.
Конструкция кондиционеров состоит из общих составляющих:
- Компрессор — это рабочий элемент, отвечающий за сжатие хладагента и его передвижения по всему контуру охладителя;
- Воздушный теплообменник, установленный в наружном блоке — предусмотрен для конденсирования, охлаждения хладагента;
- Теплообменник внутреннего расположения необходим для испарения в процессе работы прибора в охлаждающем режиме. Хладагент принимает газообразную форму из жидкого состояния;
- Капиллярная трубка предусмотрена в виде дроссельного приспособления, которое влияет на увеличение давления хладагента в области высоких показателей и снижает его в зоне воздушного теплообменника внутреннего блока;
- Вентилятор — применяется для создания воздушного потока для обдува испарителя и конденсатора.
Хладагент в газообразном состоянии под низким давлением переходит в компрессор, после чего сжимается и подвергается нагреву до +70 градусов и выше. Проделав данный ход, поступает в конденсатор. В зоне воздушного теплообменника наружного расположения охлаждающий элемент конденсируется и получает жидкое состояние из газообразной формы, таким образом выделяется тепло. Перемещаясь по капиллярной трубке, происходит дросселирование хладагента, при этом осуществляется обратный эффект с выделением холода из поглощающего тепла помещения.
Как работает кондицирнер
Если в системе начинаются сбои, то в устройстве световой индикатор мигает соответствующее количество раз, в зависимости от выявленной ошибки. Расшифровка кодов при стандартных поломках с учетом определенного числа миганий:
- 1 — приостановлена работа терморезистора, расположенного на внутреннем блоке;
- 2 — отключение терморезистора наружного размещения;
- 3 — одновременная работа прибора на нагрев и охлаждение;
- 4 — отключение защиты от перегрузки;
- 5 — неисправность в работе кабеля или схемах обмена информационных блоков;
- 6 — превышение нормативов в электропотреблении;
- 7 — повышение напряжения во внутреннем модуле;
- 8 — вентиляторный двигатель вышел из строя;
- 9 — неисправность ходового клапана;
- 10 — отключение терморезистора, отвечающего за контроль температуры компрессорного корпуса.
Полезно! В случае, когда происходит мигание всех светодиодов одновременно — это означает сбой в плате управления с программными установками, необходимо перепрограммирование системы. Такая неисправность может появиться в процессе скачка напряжения.
Для осуществления ремонта и профилактики нужно произвести детальное диагностирование климатической системы, определить причину поломки. Диагностику поломок следует проводить в соответствии с требуемой последовательностью. Для этого требуется осуществить проверку:
- Выявления повреждений механического типа;
- Модулей креплений;
- Зажимов, фиксирующих контактные соединения агрегата;
- Воздушных фильтров;
- Функционала охлаждения и обогрева;
- Индикации опций;
- Работу механических жалюзи;
- Температурного режима воздуха при выходе из испарителя;
- Показателей давления при всасывании и нагнетании;
- Герметичности всей дренажной системы и соединений.
Если самостоятельное устранение ошибки невозможно либо требуются профессиональные навыки, тогда следует обратиться в сервисный центр.
Важно! Производители по-разному могут создавать расшифровку кодов в программных настройках, которые известны лишь сервисным центрам, однако, в инструкциях указывается перечень выводимых ошибок для самостоятельного устранения
Причины неисправности системы охлаждения
Существует много причин, которые приводят к частичному и даже полному выходу системы охлаждения из строя. В зависимости от того, какие именно узлы пострадали, выделяют следующие основные причины поломки:
- нарушение обслуживания системы охлаждения (в частности, автовладелец забывает периодически добавлять/менять антифриз или использует охлаждающую жидкость с неподходящими для автомобиля параметрами);
- использование некачественных деталей системы (патрубков, кранов, радиатор);
- использование плохой охлаждающей жидкости, что не соответствует требованиям;
- критический износ или полный выход из строя отдельных элементов системы охлаждения автомобиля;
- выполнения некачественного ремонта или обслуживания как двигателя в целом, так и его системы охлаждения в частности;
- значительное засорение охлаждающих поверхностей.
Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Истинными же причинами является износе конкретных узлов.
Возможные причины неисправностей
Кондиционер, как сложное техническое устройство, требует особого ухода и условий, для своего нормального функционирования. Если не проверять наличие наледи на решетке или функционирование вентилятора, то они неожиданно могут дать сбой. Подробнее разберем причины, при которых кондиционер не греет.
Мало времени
Основная функция кондиционера со сплит-системой — это охлаждение воздуха в помещении до приемлемого состояния, а подогрев и теплый воздух являются дополнительными функциями. Системы кондиционирования не смогут заменить привычную батарею. Нагрев воздуха в кондиционере происходит в момент перекачки фреона в обратном направлении. Такие процедуры в технике требуют выравнивание давления на одном уровне.
Владельцы приборов хотят получить моментальный результат и когда его нет, списывают все на неисправность прибора. Решается такая проблема просто: после включения стоит подождать 10-15 минут, дать устройству разогреться. Если прибор не нагревается после такого времени, можно предполагать наличие неисправностей.
Низкая температура в помещении
Каждый кондиционер может работать в определенных минимальных температурах, указанных в документах. У моделей инверторного типа такая температура находится в пределах от -25 до -15 градусов, у простых моделей от -5 до +5, внимательно читайте инструкцию. В документах к технике указывают максимальную температуру в помещении, которую может создать машина.
Но производители не всегда точно указывают температуру и немного хитрят. Например, указано, что прибор может работать при -25 градусах, а прогревать воздух до +28 градусов. На деле, чем ниже градус на улице, тем до меньшей температуры прибор сможет прогреть помещение и эти +28 градусов превратятся в +16.
Утечка фреона
Самая распространенная проблема на данный момент. Для правильной работы устройства необходим особый газ — фреон. Если его недостаточно, кондиционер не дует теплым воздухом. Фреон уходит через микротрещину в каркасе и уже не возвращается.
В данной ситуации стоит обратиться к компании, где был заказан кондиционер. Вам почистят испарители и дозаправят фреон либо полностью поменяют оборудование.
Загрязнения и засоры
Фреон смешивается с компрессорным маслом и перемещается между блоками. При плохом масле образуется осадок, который засоряет систему и сужает трубки. Производителей фреона много и не все гарантируют качество продукции, поэтому в хладагенте может находиться вода, которая образует ледяные засоры и пробки.
Поломка клапана
Когда на устройстве не включается режим обогрева, возможна поломка трехходового клапана, который позволяет плавно переключаться между режимами работы. Необходимо заменить его и устройство снова будет работать в исправном состоянии.
При каких неисправностях обращаться в сервисный центр
Если не считать неисправностью засорение фильтров, то чаще всего кондиционер не холодит воздух по следующим причинам:
- засорились теплообменники внутреннего и наружного блоков;
- загрязнен вентилятор, встроенный во внутренний блок;
- забита капиллярная трубка;
- произошла утечка хладагента из системы;
- вышли из строя внутренние вентиляторы;
- случилась поломка 4-х ходового клапана;
- пришел в негодность компрессор;
- отказали температурный датчик и/или датчики высокого и низкого давления.
Практически все перечисленные неисправности устранить самостоятельно очень трудно. Для этого, кроме навыков выполнения работ, связанных с ремонтом сложной бытовой техники, понадобятся специальное оборудование, запасные части и инструмент. Например, неисправность компрессора может быть вызвана как внутренним обрывом, так и пробоем обмотки на корпус. Кроме того, поврежденными могут оказаться конденсатор пуска или реле температуры. Не исключена также и замена всего блока на новый.
Если говорить о неисправности вентиляторов, то она может быть вызвана отказами конденсатора пуска, износом подшипников или некорректной работой платы управления. Чтобы определить проблемный элемент и заменить его потребуется разобрать кондиционер.
Вышесказанное справедливо и для обнаружения точечной утечки хладагента, возникшей при разгерметизации системы. Диагностировать проблему и дозаправить кондиционер фреоном можно только с помощью специального оборудования. Кроме того, после заправки хладагентом кондиционер должен быть проверен мастером в тестовом режиме — только после этого можно отсоединить все шланги и датчики.
Есть ли поломка?
Не всегда кондиционер плохо охлаждает из-за поломки или неисправности. Существует рад причин, из-за которых исправный кондиционер может работать плохо. А именно:
- Размещение внутреннего блока;
- Размещение наружного блока;
- Особенности условий эксплуатации.
Для того чтобы кондиционер хорошо охлаждал, его наружный и внутренний блоки должны иметь хороший доступ воздуха. Это необходимо для эффективного охлаждения и нагрева радиаторов.
Производительность любого кондиционера зависит от перепада температур в помещении и на улице. Чем жарче «за бортом», тем сложнее ему охлаждать воздух в помещении.
У каждой модели свои особенности. Некоторые отлично справляются с задачей при +50. А дешевые перестают эффективно охлаждать при +30. Но это не значит, что кондиционер перестает работать, просто он делает это менее эффективно.
Большой проблемой является неправильный подбор мощности кондиционера. В таком случае ничего нельзя сделать – разве что покупать новый агрегат. Чтобы такого не случилось, при выборе кондиционера стоит пользоваться онлайн-калькулятором.
Что делать
Рекомендации следующие:
- Зашторьте окна и закройте жалюзи, не давайте солнечному свету проникать в помещение слишком сильно, это должно обеспечить меньший нагрев воздуха в комнате и правильную работу кондиционера.
- Закройте окна и двери и убедитесь, что нет скрытых щелей и отверстий в них. Так вы обеспечите отсутствие притока теплого воздуха.
- Попробуйте отключить аппарат с пульта и постарайтесь разобраться с панелью управления, возможно она неисправна и стоит вызвать мастера.
Если решить проблему самостоятельно не получается, звоните в сервисный центр, объясните свою проблему, указав все возможные неисправности и ваши предположения. Вам пришлют специалиста, который разбирается в устройстве кондиционера, так вы сэкономите силы и нервы. Исправление неисправностей кондиционера своими руками может привести к его поломке.
Полезные статьи, новости и обзоры на нашем канале Яндекс Дзен
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Одной из основных причин, по которым кондиционер недостаточно эффективно охлаждает воздух в помещении, является загрязнение воздушных фильтров, располагающихся под передней панелью испарителя (внутреннего блока). Фильтрующие элементы во время работы засоряются пылью, шерстью домашних животных, сигаретными смолами и пр. Если их не очищать, то накапливающаяся грязь начинает собираться между пластинами теплообменника и препятствовать прохождению воздуха.
Кроме того, необходимо периодически проверять и очищать от грязи уличный блок, который помимо пыли и автомобильного смога может быть забит еще и тополиным пухом. Грязь между пластинами теплообменников внутреннего и внешнего блоков снижает объем воздуха, проходящего через агрегат, что отрицательно влияет на степень охлаждения помещения.
О чрезмерном загрязнении фильтров внутреннего блока может свидетельствовать и отсутствие воды, капающей из дренажного канала. Причина данного явления кроется в том, что из-за засорения фильтрующих элементов кондиционер начинает подсасывать воздух через дренажный канал, что в свою очередь препятствует стеканию воды, которая от этого накапливается в поддоне.
Также нужно иметь ввиду, что если установленная на кондиционере температура ниже чем в комнате на несколько градусов (например, температурные показатели за окном и в комнате ниже 25°С, а на кондиционере установлено значение 23°С), то конденсата будет немного и он испарится, не дойдя до дренажной системы.
Чем вреден и опасен конденсат кондиционеров
Жаркой летней ночью многие слышали, как капает вода. В панельном доме кондиционер устанавливают по типовому проекту. Главной целью большинства фирм является прибыль, и мастера обладают большим консерватизмом. Это значит, что изменения в проекте не будут рассматриваться установщиком. Большинство людей склоняется к простоте, и в подавляющем числе случаев консерватизм является оправданным.
Сплит-система настенная
Типовой проект предусматривает установку наружных блоков строго друг над другом. Внешний блок оборудования защищен от дождя. Там имеется козырек из стали и пластика. Звук слышен от падения на него капель.
Громкость дроби зависит от высоты, разделяющей два наружных блока кондиционеров, установленных у соседей по подъезду, а время – от скопления влаги в квартире соседа, живущего этажом выше. Козырек для наружного блока кондиционера не снабжен шумоизоляционным листом и не предназначен, чтобы туда попал конденсат (в дождь окна закрывают). Как говорили в начале, лишняя жидкость должна стекать в канализацию. Под вентилируемым фасадом дома прокладываются пластиковые трубы для этих целей. Но наши многоэтажки не приспособлены в этом плане.
В рекламе новостроек опция (отвод конденсата) оговаривается отдельно, как преимущество построек бизнес-класса. Что наводит на мысль, что застройщик трудность понимает, осознает. В скором времени выбрать кондиционер станет проще. Действия сводятся к оценке немногочисленных параметров:
Вывод трубы для слива конденсата
- Британские тепловые единицы нужно перевести в Ватты. Информация, что для определенной площади требуется определенное количество, неверна. Многое зависит от условий, а точнее, сопротивления стены теплопотерям. В целом, руководствуйтесь простым правилом: сколько зимой теряется энергии, столько летом нужно восполнить. А величина пропорциональна разнице температур. Зимой тепло утекает на улицу, летом, наоборот, стремится ворваться в дом. Теплоизоляционные свойства стены не меняются. Нужно прикинуть, какая температура на улице летом, комнатную взять из СНиП от 18 до 22 градусов тепла. Затем вычисляете разницу. Допустим, составит 25 градусов Цельсия. После этого мощность прямо пропорциональна, исходя из того, что линия потерь проходит под постоянным, известным углом. Допустим, зимой при температуре за окном -25, на отопление тратилась мощность 2,5 кВт. В комнате +20. Следовательно, разница температур, уличной и комнатной, составила 45 градусов. Кондиционер должен производить вдвое меньше холода. А это 1,25 кВт. Это не потребление, а британские тепловые единицы, сведенные к Ваттам. Упускается из расчетов важный показатель – солнечное излучение. Многим придется брать уличную температуру не воздуха и в тени, а оценивать состояние освещенной стороны перекрытия. Разница существенна.
- Варианты установки сильно разнятся от производителя к производителю. В основном, это касается максимальной длины коммуникаций и перепада по высоте между внутренним и наружным блоков. Данный факт важен при выборе мест установки наружного и внутреннего блока. Хорошо, если наружный блок стоит в тени или на северной стене здания: температура ниже, КПД кондиционера повышается. Идеально спустить оборудование и вовсе в подвал, где воздух похолоднее – экономим электричество. Стандартная установка включает заданную длину коммуникаций. Если значение превышено, понадобится дозаправка фреона.
Уже обсуждали на портале типы хладагента. Сегодня в моде R22, в стране он разрешен. На западе всерьез обеспокоены – из-за утечек этого фреона возникают озоновые дыры. Склонны этому доверять, но стоимость кондиционеров на R410 кусается. Что касается дозаправки, эксперты утверждают: цена одинаковая. Полиэфирное масло, обладающее повышенной гигроскопичностью, стоит дорого. Его приходится использовать владельцам кондиционеров с R. Причины кроются в рабочем давлении. Кондиционеры с R22 работают на 16 атм, а у R410 параметры рабочего режима раза в полтора выше. Перевести кондиционеры с одного типа фреона на другой нельзя.
Вот три основных параметра выбора кондиционера.
Основные виды неисправностей
Рассмотрим основные неисправности кондиционеров и способы их устранения. Сразу оговоримся: если у вас сломался кондиционер, настоятельно не рекомендуется производить устранение неисправностей самостоятельно.
Плохое охлаждение помещения
Данная неисправность может возникнуть вследствие одной из следующих причин:
- слишком слабая мощность;
- внутренняя поломка.
Вполне возможна ситуация, когда мощности вашего кондиционера не хватает, чтобы обеспечить поддержание заданной температуры в квартире. Это может быть вызвано резкой сменой климата, в которой эксплуатируется устройство. Средним температурным диапазоном работы аппарата является показатель от -7 до +40 градусов.
Если поломка не связана со сменой температурного режима, значит, произошел внутренний сбой в работе устройства. Определить причину самостоятельно довольно проблематично, поэтому при первых признаках неисправности рекомендуется провести техническое обслуживание.
Сбой в работе компрессора может стать основной причиной, по которой возникли такие неисправности сплит-систем. Исправление поломки – дело для квалифицированного специалиста.
Короткий цикл работы аппарата
Бывают ситуации, когда после включения устройства, оно перестает работать через 15-20 минут непрерывного функционирования. Причин возникновения данной ситуации может быть множество:
- сбой в настройках;
- сломалась плата управления;
- выход из строя терморегулятора;
- загрязнение радиатора.
Внешний радиатор, особенно в летнее время, часто подвергается воздействию пыли, пуха, грязи и т.д. Забиваясь, он провоцирует перегрев всей системы, что и приводит к остановке работы устройства. Решением данной проблемы является промывка радиатора сильным напором воды.
При заправке системы фреоном, может возникнуть ситуация, когда баланс хладагента нарушается. Измерив рабочее давление в компрессоре, можно определить, насколько сильно кондиционер перегружен фреоном. В случае перегрузки системы хладагентом необходимо произвести слив лишней жидкости.
Капает конденсат из внутреннего блока
Капающий конденсат из внутреннего блока может стать сигналом к тому, что ваше оборудование неисправно. Вероятной причиной могла послужить забитая сливная трубка. Для того, чтобы ее прочистить, необходимо выполнить следующие действия:
- выключите кондиционер и подождите 10 мин;
- отсоедините пластиковую сливную трубку;
- прочистите и просушите ее;
- верните в первоначальное положение.
Забивка сливной трубы является причиной 90% случаев, при которых конденсат капает из внутреннего блока. Вы вполне можете осуществить эту процедуру очистки без помощи квалифицированного мастера.
Устранение неисправностей своими руками
Очистить фильтры внутреннего блока от грязи – это, пожалуй, единственное устранение неисправности, которое легко может осуществить любой владелец кондиционера. Для этого фильтрующие элементы нужно демонтировать, промыть под проточной водой, высушить и установить на место. Порядок демонтажа подробно описан в руководстве по эксплуатации кондиционера.
Очистка решетки наружного блока, который работает в более неблагоприятных условиях, чем внутренний, осуществляется при помощи специальных химических средств. Решение о том, провести эту операцию самостоятельно или пригласить специалиста, принимает владелец сплит-системы, исходя из степени риска, которому будет подвергаться мастер при частичной разборке и чистке наружного модуля. В любом случае нужно знать, как правильно чистить кондиционер. Все остальные виды неисправностей системы охлаждения можно выявить и диагностировать, только разобрав кондиционер.