Заправка бытовых газовых баллонов: правила наполнения, обслуживания и хранения баллонов

Устройство газового баллона

Как для хранения, так и транспортировки сжатого и сжиженного газа созданы газовые баллоны — специальные сосуды, в которых эти вещества находятся под высоким давлением. Первый вид газа под любым давлением пребывает в газообразном состоянии, а второй, при росте этого параметра, переходит в жидкую фазу.

В сжатом и сжиженном состоянии транспортируются и хранятся азот, фтор, кислород, метан, водород, а также хлор, углекислый газ, аммиак.

Сама емкость представляет собой цельносварную конструкцию со стенками толщиной минимум 2 мм с геометрией в виде цилиндра. Она изготовлена из стали или полимера.

Ее составляющие:

  • обечайка;
  • горловина;
  • дно.

Горловина баллона имеет конусную резьбу под запорный вентиль, герметично перекрывающий выход. В случае, когда в силу каких-то причин произойдет расширение газа, под воздействием давления вентиль сорвется, и давление внутри сосуда придет в норму.

Газ внутри такого сосуда пребывает под давлением максимум 15 МПа. В корпусе баллона или обечайке имеется сварной одинарный шов.

Объем баллона зависит от материала, из которого он изготовлен, вида наполнителя и назначения. Кислородные баллоны бывают как малолитражными — от 2 до 10 л, так и средними — 20 – 40 л

Чтобы газ внутри сосуда оказывал одинаковое давление на его стенки, у каждого баллона есть выпуклое днище — верхнее и нижнее. Для большей устойчивости баллон снабжен кольцевой опорой — башмаком. Кроме того, газовый резервуар имеет в своем комплекте металлический или пластиковый колпак, предохраняющий вентиль во время эксплуатации и транспортировки.

Колпак навинчивают на кольцо горловины. Иногда баллон снабжают редуктором, предназначенным для уравновешивания давления. Вентиль представляет собой узел, в состав которого входит стальной корпус в виде тройника, маховик, запорный элемент.

Под каждый вид газа требуется вентиль специальной конструкции

Для безопасной эксплуатации важно, чтобы тип емкости соответствовал наполнителю. Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом

Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию

Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом. Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию.

Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа.

Все 3 части вентиля имеют резьбу. Внизу она нужна для крепления детали к баллону, вверху посредством резьбового соединения прикреплен шток клапана. На боковую резьбу навинчена заглушка

Как определить утечку?

Разница при утечке метановой и пропан-бутановой смеси заключается в запахе. Но и в том, и в другом случае зловоние даст о себе знать в первую очередь.

Для обнаружения проникновения обоих составов в воздушное пространство подойдет 4 способа:

  1. Определение рукой. Бытовые газы холоднее воздуха. Проведя рукой по местам фланцевых соединений, стыков элементов газопровода легко почувствовать исходящий холодок.
  2. Использование мыльного раствора. Появившиеся пузырьки на обработанной поверхности сигнализируют о проблеме.
  3. Установка стационарного датчика. Предпочтительны модели, подающие не только цифровой сигнал в виде показаний прибора, но и звуковой.
  4. Измерение переносным прибором.

Способ измерения концентрации вредного соединения в воздухе при помощи переносных датчиков зависит от состава газа в бытовых баллонах, установленных на кухне или вне границ жилья.

Красная лампа сигнализирует о возможной опасности. Загорание зеленой лампы – подтверждение благополучия. При возникновении сомнений стоит провести повторный замер вблизи возможных утечек: на местах стыков и соединений

При измерении утечки пропана/бутана необходимо установить устройство в самой низкой точке помещения. Тяжелая смесь в первую очередь заполнит пространство у пола.

С метаном ситуация обратная – этот газ в два раза легче воздуха. Поэтому при испарении он переместится вверх. Соответственно, проводить измерения придется под потолком.

Расшифровка маркировки баллонов

Правильно прочитав маркировку, можно получить полную информацию о газовом баллоне. Если это пропановый баллон, то его паспорт — в районе вентиля, на металлическом кружке.

В паспорте баллона с пропаном указано: рабочее давление в МПа, испытательное давление в тех же единицах, объем емкости по факту в л, заводской №, дата изготовления в виде «MM.ГГ.АА», где первые символы обозначают месяц, вторые — год, третьи — год предстоящей аттестации.

Далее следует вес пустого баллона в кг, масса заполненного баллона. Последней строкой идут буквенные обозначения «R-АА». «R» — клеймо участка переаттестации или завода. Сочетание символов «АА» раскрывает информацию о годе, до которого эта аттестация будет действительной.


Решение о пригодности баллона нужно принимать только после полной расшифровки всех данных о нем. Если на нем обнаружены дефекты, то его опорожняют и отправляют в ремонт

Маркировка кислородного баллона имеет свой порядок и состоит из четырех строк. В первой есть данные о производителе, а также номер емкости. Во второй — дата выпуска и рекомендуемая дата проверки. В третьей — гидравлическое и рабочее давление. В четвертой — объем газа и масса баллона без вентиля и колпака.

Покупая баллон, следует обратить внимание, как на него нанесена информация. На корпусе ее не наносят краской, а выбивают, а затем покрывают специальным бесцветным лаком с целью защиты от коррозии

Часто последняя строка содержит клеймо предприятия-изготовителя.

Особенности окраски газовых баллонов

Баллоны со сжатым газом в России и за рубежом окрашивают по-разному. При этом каждому виду газа соответствует не только определенный цвет корпуса, но и окрас полосы, надписи.

В таблице указаны идентификационные цвета баллонов с некоторыми видами газов, а также цвет надписей и полосы.

Газ Окрас баллона Надпись Полоса
Аммиак Желтый Черный Коричневый
Азот Черный Желтый Коричневый
Аргон технический и чистый Черный, серый соответственно Синий/Зеленый Синий/Зеленый
Ацетилен Белый Красный Зеленый
Бутилен Красный Желтый Черный
Бутан Красный Белый Черный
Водород Темно-зеленый Красный Черный
Воздух сжатый Черный Белый Черный
Гелий Коричневый Белый Черный
Кислород Голубой Черный Черный
Сероводород Белый Красный Красный
Углекислота Черный Желтый Желтый

Закись азота закачивают в серый баллон с черной надписью и такой же полосой. Защитного цвета баллон с фосгеном имеет желтую надпись и желтую полосу, а такого же цвета баллон, но с черной надписью и зеленой полосой содержит хлор. Алюминиевая окраска баллона, черная надпись на нем и две полосы желтого цвета указывают на то, что он наполнен фреоном-22.

Для сернистого ангидрида предназначен баллон черного цвета с белой полосой и желтой надписью. Этилен заключают в фиолетовый баллон с красной надписью и полосой зеленого цвета. Для остальных горючих газов предназначены красные сосуды с белой надписью, зеленой полосой. Негорючие газы обозначены желтой надписью на черном фоне корпуса и зеленой полосой.

Виды и особенности баллонов для хранения газа

Изготовителями выпускаются несколько типов стальных баллонов разного объема: 5, 15, 25 и 50 литров. Вес – от 4 до 22 кг. Например, баллон на 50 литров весит 44 кг. В последнее время разработаны и выпускаются баллоны, изготовленные из полимерных композитных материалов в объемах 14 или 33 литра.


Для редкого сезонного использования можно приобрести небольшие модели 5-12 литров. Для круглогодичного и интенсивного использования выбирают 50-литровые баллоны

Типы резервуаров для использования в быту

По материалу, из которого выполнен корпус, баллоны для бытового использования делятся на следующие группы:

Стальные баллоны – прочные и долговечные

Их уязвимый момент сварочные швы, поэтому при покупке и освидетельствовании обследованию сварочных швов уделяется большое внимание. Рекомендуется правильно подбирать место для установки оборудования, исключая места повышенной влажности, чтобы не подвергать коррозии стальные модели.

Композитные емкости

Это более современный вариант. Композитный газовый баллон также достаточно прочен, стоит в 2-3 раза дороже за счет дороговизны материалов, содержащих стекловолокно. Усиливает прочность дополнительная защита корпуса.

Полимерные баллоны легче транспортировать, так как они меньше весят и меньше подвергаются деформации при ударах или падении. Еще одно преимущество полимерного оборудования – высокая термоустойчивость. Оно может находиться рядом с огнем.


Композитные полипропиленовые евробаллоны безопасны, легко утилизируются, удобны в эксплуатации, но стоят дороже

Как соотносятся цвет и назначение?

По правилам ГОСТ, цвет баллона определяет их назначение:

  • белые с желтыми надписями наполняют ацетиленом;
  • красные – для пропана;
  • голубые – для медицинского или обычного кислорода;
  • в темно-зеленых хранят водород;
  • в серых с черными элементами – закись азота.

Для использования в наших бытовых условиях и регулярного пополнения запасов сжиженного горючего подходят только резервуары красного цвета с соответствующей маркировкой.

Российская схема окраски баллонов – перепутать невозможно! Для бытовой эксплуатации газового оборудования подходят только варианты красного цвета

Окраска и маркировка газовых баллонов

Удивительно, но мир до сих пор не пришел к единой системе маркировки газовых баллонов. Поэтому при выборе источника горючего за границей необходимо изучить местные правила. В России все емкости с газовыми смесями, использующимися для готовки на плите, имеют белую поперечную надпись на однотонном красном фоне.

Пропан никогда не используется для заполнения баллонов в чистом виде. Однако надпись делается по превалирующему веществу. Это правило распространяется и на другие смеси

Все остальные сведения находятся на металлической табличке – своеобразном паспорте изделия. Это срок службы, заводской номер, масса пустой емкости, даты выпуска и следующей аттестации, товарный знак производителя, пробное давление.

Стандарты окраски и маркировки едины для метановых и пропан-бутановых смесей – для использования на кухне подходят только красные баллоны с белой надписью. Другие цвета могут означать, что емкость заполнена азотом, аргоном, аммиаком, гелием, фреоном.

Безопасность отопления и ГВС на баллоном газе

При отсутствии доступа к централизованному газоснабжению в качестве топлива для автономных систем отопления и водонагревательных приборов может применяться сжиженный газ. Он дешевле электроэнергии. В отличие от дров, угля или дизеля не загрязняет воздух твердыми продуктами сгорания, то есть является более экологичным.


Вместо баллонов в частных домовладениях можно использовать газгольдеры объемом до 20000 литров, если не возникнет проблем с их заправкой

При организации системы отопления и горячего водоснабжения на СУГ необходимо учитывать требования СНиП 42-01-2002.

Кроме баллонов (50 л) используется следующее оборудование:

  • газовый котел;
  • редукторы;
  • запорная арматура;
  • компоненты газопровода;
  • радиаторы.

Котел может быть одно- или двухконтурным, но обязательно с горелкой для сжиженного газа. Если баллонный газ – это временное решение и дом планируется подключать к централизованному газоснабжению, рационально купить котел для магистрального газа и дополнительное оборудование для СУГ. Двухконтурный котел обеспечит одновременно и ГВС и обогрев помещений.

Возможна установка высокоэффективного конденсационного котла, оснащенного двумя теплообменниками для нагрева теплоносителя и горячего водоснабжения. В таком котле образующийся при сгорании газа водяной пар преобразуется в жидкость, что позволяет получать дополнительную тепловую энергию.

Мощность котла выбирают исходя из площади отапливаемого помещения и отдают предпочтение моделям с более высоким КПД.


К газовым котлам подключается несколько газовых баллонов, что увеличивает суммарный объем газа и продлевает интервал между заправками

Одновременно используются несколько наиболее вместительных 50-литровых баллонов, объединенных в единую батарею. Баллоны размещаются в металлических, вентилируемых шкафах на улице с северной стороны дома, во избежание нагрева солнечным излучением. Другой вариант – отдельно стоящее нежилое помещение.

Чтобы при сильных морозах давление в системе не падало, шкафы необходимо утеплить негорючими материалами, а в помещении обеспечить минимальный обогрев.

Важно проследить, чтобы расстояние от котла составляло не менее 2 метров и к оборудованию был свободный доступ для осмотра. Рядом с газовым оборудованием не должно быть сливных ям, погребов, подвалов, канав

Газификация подвальных и цокольных помещений запрещена.

Баллоны подключаются к газопроводу через газовый редуктор, который позволяет регулировать давление газа при его отборе. Он может быть отдельным для каждого баллона либо общим для всех.

Цвет редуктора должен соответствовать цвету баллона, то есть быть красным (для пропан-бутана). Нельзя допускать его засорения, иначе может повыситься давление и выйти из строя оборудование. Раз в неделю редуктор проверятся на наличие самотека и работоспособность предохранительного клапана.


При объединении баллонов в единую батарею рационально использовать рампу для стабилизации давления, состоящую из модуля соединения, редуктора, фильтра, клапана, стабилизатора

Для создания газопровода используются стальные трубы со стенками толщиной не меньше 2 мм. Участок трубы, который проходит через стену, помещается в защитный футляр. Для подсоединения к газопроводу отопительного котла может использоваться гибкая подводка. Редуктор подсоединяется к газопроводу с помощью дюритового шланга (резинотканевого рукава).

О том, какую газовую смесь лучше использовать для хранения в газгольдере, подробно написано в следующей статье, с которой мы рекомендуем ознакомиться.

В чем отличие между КПГ и СУГ

Газомоторное топливо пользуется популярностью у потребителей. Оно позволяет в два раза сократить расходы на заправку, повысить моторесурс, увеличить срок службы резинотехнических изделий, моторного масла, свечей, клапанов и является более экологичным, чем бензин или дизель. На современных АЗС можно заправить автотранспорт двумя видами газового топлива: КПГ и СУГ. Главное отличие между ними заключается в химическом составе. В основе КПГ – метан (природное вещество). В то время как СУГ состоит из пропаново-бутановой смеси, полученной при крекинге нефтепродуктов.

Компримированный природный газ (КПГ)

КПГ производят в процессе сжатия природного газа на специальных компрессионных установках. Вещество подается на АГНКС по магистральному газопроводу и компримируется на месте: осушается и под высоким давлением (до 200 атм) закачивается в сосуды сферической или цилиндрической формы для хранения. После чего, в сжатом виде КПГ заполняет баллоны транспортных средств во время заправки. Газобаллонное оборудование для КПГ отличается большими габаритами, весом и высокой стоимостью, поэтому основная область его применения – средне- и крупнотоннажные транспортные средства (грузовые машины, автобусы, тракторная техника).

КПГ: преимущества и недостатки

К преимуществам КПГ относят:

Безопасность. Вес метана меньше, чем вес воздуха. Благодаря чему в случае аварийного выброса он быстро испарится.

Экологичность. Не токсичен в малых концентрациях, не оставляет копоти и не содержит вредных примесей.

Экономичность. Сгорает во время работы в полном объеме, обеспечивая значительную экономию горючего.

Продлевает срок жизни автотранспорта. Отсутствие в составе вредных примесей защищает детали двигателя от образования ржавчины и быстрого изнашивания. Использование КПГ увеличивает межремонтный период работы двигателя, снижает затраты на ремонт и обслуживание транспортного средства.

К недостаткам КПГ относят необходимость применения высокопрочных емкостей из прочной и качественной стали. А значит, транспортным средствам требуется больше пространства для хранения горючего. Также установка баллона приводит к снижению грузоподъемности автомобиля.

Сжиженный углеводородный газ (СУГ)

Это сжиженные под давлением углеводородные газы пропан и бутан, произведенные из попутного нефтяного газа. В составе помимо бутано-пропановой смеси содержится около 6% других углеводородов: бутилен, пропилен, этан, этилен. Состав СУГ непостоянный и неоднородный. Высокая предельная температура дает возможность сжижать газ и доставлять его покупателям в жидком состоянии. Сжижение газа происходит под воздействием давления до 16 атм. Благодаря жидкому состоянию, оборудование для СУГ более компактное, легкое и дешевое, чем для КПГ. Это позволяет покупать такое топливо по безналу для легковых автомобилей, а также транспорта с небольшой грузоподъемностью (ПАЗ, ГАЗель).

СУГ: преимущества и недостатки

К преимуществам сжиженного газа относят:

удобство хранения и транспортировки;

высокую теплопроводность;

отсутствие в составе веществ, вызывающих коррозию;

высокую экологичность (СУГ более безопасен для атмосферы, чем бензин и дизель);

экономный расход.

К недостаткам СУГ относят:

переменность состава;

плотность в два раза выше, чем у воздуха (утечка приводит к скоплению газа у земли и возникновению взрывоопасных ситуаций);

давление в баллонах зависит от температуры: повышение давления приводит к увеличению риска возникновения взрыва.

Ключевые отличия между сжиженным и компримированным газом

КПГ – компримированный природный газ, практически полностью состоящий из метана. А СУГ представляет собой сжиженный углеводородный газ, содержащий в своем составе пропан, бутан и другие примеси. КПГ хранится в газообразном состоянии под большим давлением, поэтому требует сложного дорогостоящего оборудования и большего пространства для хранения, а возможности транспортировки КПГ ограничены. СУГ в результате сжижения превращается в жидкое топливо, которое не вызывает сложностей при транспортировке и хранении. Тем не менее, по сравнению с СУГ, КПГ является более экологически безопасным топливом.

Применение на предприятии

Эксплуатацию и хранение ёмкостей с газом здесь регламентирует ГОСТ 9.4. Это пункты 9 – 11.

Газовые резервуары активно используются на промышленных объектах. Они встречают и на их территории, и во многих цехах. Они заправляются разными составами в зависимости от специфики производства. Чаще всего они содержат пропан или пропан-бутан., а также технические газы: азот, гелий, кислород, аргон, водород и т.д.

Сосуды, задействованные на заводах, организациях и бытовых условиях, между собой не имеют отличий по параметрам, эксплуатационному периоду и сроку проверок.

И правила эксплуатации газовых баллонов на производстве в целом не отличаются от критериев для бытовых условий. Разница в требованиях заключается в виде горючего, местах расположения, содержания и количестве взрывоопасных факторов.

Правила хранения газовых баллонов на предприятии содержат следующие пункты:

  1. Когда требуется оборудовать рабочую зону (научную лабораторию, сварочный пост, цех и т.д.) резервуарами с газом, в состав персональной установки должно входить максимум два баллона (один – функциональный, второй – резервный). Их минимальная дистанция любой отопительной аппаратуры составляет 1 м, а от источников открытого огня – 5 м.
  2. Ёмкости с топливом необходимо изолировать от прямого солнечного воздействия.
  3. Если баллоны с газом используются на короткий промежуток времени в течение смены, их нельзя сосредотачивать на эвакуационных путях, участках движения грузов и автотранспорта.
  4. Резервуары с газами для сварки, плавильных работ и резки хранятся на складах или улице под навесом, защищающим их от солнца и осадков.
  5. В одном помещении не допускается соседство кислородных баллонов и сосудов с горючими газами.
  6. Ёмкости располагаются вертикально. Для этого на складе присутствуют специальные подставки, кассеты и стеллажи. Сосуды от падения защищают хомуты, цепи или ремни.
  7. Порожние модели от горючих газов и полные кислородные изделия без башмаков следует содержать горизонтально на особых стеллажах.

Если ёмкости содержат лёгкие горючие смеси, запрещается их установка в торговых комплексах. Нередко этим грешат владельцы, чтобы заполнять воздушные шары и реализовывать прочие цели.

Природный или сжиженный – в чем разница?

Выбирая источник топлива, пользователь может натолкнуться на два понятия: природный газ и сжиженный. Первый, в большинстве случаев, передается посредством городских магистральных сетей. Гораздо реже его можно приобрести в сжатом состоянии в емкостях. Второй – традиционный состав для баллонов из пропана и бутана.

Характеристики природного газа

Основная составляющая – метан. На его долю приходится почти не менее 70%.

Остальные части распределяются между тяжелыми углеводородами:

  • пропаном;
  • бутаном;
  • этаном;
  • пентаном.

Кроме того, в состав входят водород, азот, углекислый газ и незначительное количество сероводорода

Важно знать, что в добытый в природе газ лишен запаха и цвета. Поэтому природный газ в баллонах принято обогащать одорантами – веществами, обладающими резким запахом

Для того, чтобы определить утечку, не придется принюхиваться

Благодаря летучести, соединение мгновенно распространяется в помещении, быстро привлекает внимание

Почувствовав неприятный запах, первым делом необходимо открыть окна в том помещении, где находится баллон. Затем выйти и вызвать службу газа. Проверять концентрацию смеси в воздухе с помощью спички или зажигалки запрещено

Из одорантов наиболее распространенным является этантиол, отдающий гнилью или тухлым яйцом. В больших количествах это соединение токсично. В малой концентрации, характерной для классического состава бытовой газовой смеси, абсолютно безвредно.

Преимущества сжиженного газа

В качестве сжиженного газа выступают пропан и бутан, смешанные в разных пропорциях. Под высоким давлением эти углероды превращаются в жидкость и заметно уменьшаются в объеме. Обратный процесс возможен при повышении температуры – нагревание влечет за собой расширение вещества. Поэтому баллоны для сжиженных углеводородных газов изготавливаются строго по ГОСТам и заполняются не более, чем на 85%.

Неоспоримое преимущество пропан-бутанового газа – легкость. Баллон, наполненный такой смесью, окажется в несколько раз легче аналогичной емкости с метаном.

Другие плюсы:

  • экологическая безопасность;
  • сильный специфичный запах – полезный индикатор утечки;
  • невысокая стоимость.

Правильно настроенная плита, подключенная к баллону с углеводородным газом, будет работать без копоти, выдавать ровные струйки горящего топлива.

Баллоны для пропан-бутановой смеси

ПБТ находится в баллонах при давлении, которое в десятки раз меньше, чем требуется для хранения сжатых газов. Благодаря этому упрощается технология производства, снижается металлоемкость баллонов. Тем не менее к ним также предъявляются жесткие требования.

Для пропан-бутановой смеси предназначены стальные сварные баллоны объемом 5, 12, 27, 50 литров, рассчитанные на внутреннее давление до 1,6 МПа.

Также возможно их содержание в баллонах из композитного материала, рассчитанных на 2,0 Мпа. Конструкция, форма и размеры каждой детали баллона определены государственными техническими стандартами.


Альтернативой традиционным стальным баллонам стали более новые баллоны из композитных материалов со сроком службы 20 лет и с периодичностью испытаний 5 лет

Согласно ГОСТ 15860-84, цилиндрический элемент баллона (обечайка), его днище и подкладные кольца изготавливаются из высокопрочных марок стали. Поверхность должна быть без трещин, раковин и других дефектов, снижающих толщину стенок.

Днище изготавливается путем горячей или холодной штамповки. Между собой элементы соединяются с помощью сварки. Запорные устройства устанавливается в горловину баллона. Для полной герметизации соединения используется свинцовый глет или сурик.

Предохранительные колпаки могут быть стальными и чугунными с резьбовым или безрезьбовым соединением. Главное требование к ним – способность обеспечить надежную защиту запорного устройства.

В сборе баллон должен быть:

  • прочным;
  • герметичным;
  • без деформаций.

Снаружи баллон окрашивается красной эмалью, устойчивой к атмосферным воздействиям. Наименование содержимого «Пропан» пишется белой эмалью по центру цилиндрической части корпуса. Несоответствие надписи и окраски установленному стандарту является поводом для отбраковки баллона.


Каждый баллон на воротнике или горловине должен иметь паспортную табличку с указанием производителя, даты изготовления и испытаний, технических характеристик

По ГОСТ Р 55559-2013 композитный баллон состоит из внутренней герметизирующей оболочки (лейнера), на который намотан композиционный материал. Допускаются и другие технические решения. Цвет композитного баллона также красный.

Баллон оснащается запорно-предохранительной арматурой, в том числе предохранительными устройствами от повышения давления и повышения температуры, что повышает его безопасность.

При эксплуатации композитных баллонов необходимо учитывать принцип работы предохранительных устройств. При переполнении баллона или расширении газа вследствие повышения температуры, его избыток выводится наружу. Это может привести к повышению концентрации газа в помещении, где размещен баллон.


Предотвратить превышение концентрации газа поможет датчик утечки со звуковой сигнализацией, который крепится на стене в кухне или другом газифицированном помещении

Перед отправкой баллонов на реализацию производители проводят приемо-сдаточные испытания. В дальнейшем как стальные, так и композитные баллоны каждые 5 лет должны проходить техническое освидетельствование.

Каждый баллон снабжается паспортом, где указываются его технические характеристики и сроки прохождения технического освидетельствования.

Подходящие для заправки газом баллоны

Использование газа в быту неслучайно, поскольку по себестоимости это дешевле, чем электричество, а порою и проще технически.

Помимо применения для приготовления пищи, обогрева жилья и т.д. голубое топливо потребляется в разнообразных сферах деятельности.

Виды сосудов для хранения и потребления

Широкий диапазон использования заставил разработать для каждой из сфер свою тару для хранения и эксплуатации газообразного горючего. Существуют различные модификации баллонов различных объемов, которые служат поставщиками газа в туристических походах, на отдыхе и много где еще.


Газовые баллоны – почти обязательный атрибут частных домов, не подключенных к централизованному газоснабжению. По мере расхода голубого горючего запас его пополняется. При нормальном тех.состоянии заправку производят в те же технологические сосуды

Для туризма и отдыха нет смысла брать с собою баллон большого объема (ну, если не планируется длительный отдых), а небольшого объема может не хватить или он быстро закончится. Баллоны – это не спички, с запасом не возьмешь, лишний вес тащить бессмысленно, да и опасность перемещения сосудов с голубым топливом никто не отменял.

Есть две основные угрозы. Последствия у обеих опасностей одинаковы. Поскольку баллон является сосудом под высоким давлением, а само давление вызвано большим количеством газа, способного при нагреве расширяться внутри баллона, то соответственно он является взрывоопасным.

Если в туристический поход с собою тащить несколько баллонов с газом приходится по необходимости, то в домашних условиях (будь то индивидуальный дом, дача и т.д.), наличие запасных резервуаров с газом для обслуживания кухни, бани, котельной вполне понятно и объяснимо.


Сжиженным баллонным газом пользуются туристы и любители путешествий с остановками в кемпингах. Он нужен для заправки паяльного газового оборудования

Отметим, что газ, который транспортируется по газопроводу непосредственно к потребителю, – это смесь с преобладанием метана. А вот заправку газовых баллонов производят смесью пропана с бутаном, взятых в различных пропорциях.

Как магистральный, так и сжиженный баллонный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы можно было безошибочно определить утечку обе смеси одорируют, т.е. обогащают болотным газом, метаном, обладающим характерным неприятным ароматом.


С учетом разницы в потреблении и эксплуатационной специфике газового оборудования промышленность предлагает широкий выбор баллонов, различающихся по емкости и размерам

Если обратиться к поисковым системам интернета, то можно выяснить, что баллонов для транспортировки, использования в быту, для проведения работ и хранения газа – огромное множество. Существенно отличаются не только объемы баллонов, но и техническое исполнение при производстве, срок эксплуатации и даже расчетное рабочее давление баллонов.

Технические особенности производства баллонов

Как простому обывателю не ошибиться при подборе необходимого типа баллона и сопутствующего эксплуатационного оборудования? Давайте рассмотрим данные вопросы более подробно и обратимся к основным источникам информации, которые могут в этом помочь – ГОСТы.

Именно в ГОСТах оговорены все технические нюансы, которые предъявляются к производителям баллонов в зависимости от сферы применения и характеристик горючего. Большая часть нормативных документов относится к производству промышленных емкостей высокого давления, поскольку на производствах применяют далеко не один и не два вида газа.

По этой причине газовые баллоны должны быть окрашены в свой «собственный» цвет, т.е. в цвет, который соответствует газу, который хранится в данном баллоне. Кроме цветовой окраски баллон должен иметь соответствующую надпись, это можно посмотреть на картинке ниже


Окраска газовых баллонов зависит от того, каким видом газа его допускается заполнять. Для пополнения запаса сжиженного газа подходят только ярко-красные резервуары

По правилам, регламентированным государственными стандартами, бытовые баллоны должны быть окрашены в красный цвет и иметь надпись «ПРОПАН» или «ПРОПАН-БУТАН» белого цвета. Это обязательное требование к резервуарам содержащим сжиженный горючий газ.

Основной нормативный документ, который оговаривает условия производства баллонов для бытового (не исключая и производственного) пользования – это ГОСТ 15860-84, который носит название «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия».

Технология заправки баллонов газом

Прежде всего, при приеме баллона на перезаправку организация, которая будет производить работы, должна проверить техническое состояние баллона. Что имеется в виду и что скрывается за этим технологическим определением?

Если баллон находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то его могут отказаться принимать на перезаправку. Какие конкретно дефекты могут стать причиной отказа, стоит рассмотреть во всесторонних подробностях.


Пополнение запаса сжиженного газа в баллоне допускается производить только на газозаправочных станциях, располагающих оборудованием для заправки и взвешивания сосудов

Основные дефекты, при выявлении которых могут отказать в перезаправке баллона газом:

  • если была выявлена неисправность запорной арматуры (неисправен вентиль баллона);
  • при наличии явных повреждений целостности корпуса – это могут быть явные трещины в сварном шве, либо следы глубокой коррозии, вмятины или выпуклости на корпусе;
  • отсутствие таблички с паспортными данными или не читаемая табличка – это тоже причина, по которой могут отказаться принимать баллон.

Однозначно не подлежит заправке голубым горючим баллон окраски, не соответствующей государственным нормам и требованиям, а также резервуар без стандартной надписи.

При наличии дефектов корпуса и арматуры наполнение баллона газом запрещается. Его потребуется заменить или отремонтировать

Предъявляемые заправщиком требования по окраске баллона и надписи уже рассматривалось выше, технические неисправности арматуры и корпуса – это вполне объяснимые претензии.

Рассмотрим требования к табличке. Это фактически паспорт баллона, в котором отражены все его данные, начиная с момента производства и заканчивая датой последней поверки (освидетельствования).

Что конкретно должно быть указано на табличке:

  • в первую очередь – это марка баллона и клеймо ОТК завода-изготовителя;
  • далее указывается конкретный тип баллона и номер партии, в которой он был выпущен;
  • обязательно указывается вес баллона с погрешностью не более 200грамм;
  • соответственно дата производства (выпуска) баллона;
  • дата, когда баллон прошел освидетельствование в последний раз и дата следующей поверки;
  • указывается рабочее давление баллона и его испытательное давление;
  • обязательно должен быть указан объем баллона, т.е. его емкость с точностью до 0,2л.

При ее отсутствии таблички идентифицировать баллон будет проблематично. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить. Если эксплуатационные сведения выбиты непосредственно на корпусе баллона, то надпись должна быть покрыта бесцветным лаком и обведена контуром белого цвета.

Таблички, которые не выбиты на корпусе, а прикреплены отдельно, тоже следует сохранять в целостности, а данные на “баллонном паспорте” должны быть хорошо различаемыми и легко читаемыми.

Табличка баллона с сжиженным газом содержит все сведения о технических характеристиках, поверках и прочих данных тары под газ

Для чего нужны эти данные? Именно эти характеристики будут проверяться организацией, выполняющей заправку баллона на соответствие. Сведения о весе баллона и его объеме говорят о том, сколько газа можно заправить в этот баллон.

Чтобы это было понятно, рассмотрим основные нюансы технологии правил заправки бытовых газовых баллонов, которые прописаны в типовых инструкциях по заправке баллонов пропаном или пропанобутановой смесью.

Заправка баллонов должна выполняться в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, нормы заполнения баллона составляют:

  • для технического пропана – это объем порядка 0,425 кг на каждый литр баллона;
  • для технического бутана – это объем порядка 0,4338 кг на каждый литр баллона,

При этом жидкая фаза газа не должна превысить 85% от геометрического объема заполняемого баллона.


Заправку сосуда с газом производят так, чтобы 15% от полного объема осталось свободным. Это необходимо на случай теплового расширения газа при нагревании

Баллон должен быть взвешен перед наполнением. Он должен обязательно иметь остаточное давление, если уже был в эксплуатации. После наполнения баллон должен быть взвешен, а заглушка штуцера вентиля резервуара для хранения и использования газа проверена на герметичность при помощи обмыливания всех мест, где возможны утечки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Руландия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: