Барельеф из тряпичных цветов
Вам понадобится:
- Цветы из ткани или шишки еловые
- Жидкая алебастровая смесь
- Клей силиконовый
- Водоэмульсионная краска
Алебастровую смесь нужно делать немного жиже, чем для заливки фигурок. В неё вы обмакиваете заготовки и оставляете их сушить. Когда они высохнут, то окунаете второй раз, чтоб фигура приобрела однородный и монолитный цвет.
Затем вы их крепите на стену с помощью клея, а покрасить их проще из баллончика, матовой краской. Так как они достаточно пушистые и возиться с кистью не очень удобно в этом случае.
Такие цветы не слишком обязывают придерживаться строго определённого интерьерного стиля. Например, если вы делаете Афродиту, то нужно где-то продублировать колонны или греческую фреску.
А в этом случае, всё будет гармонировать: барельефы, любые картины на стенах, какой угодно дизайн кухонной мебели, фото в рамках и т.д.
Меры безопасности и рекомендации по организации рабочего процесса
Гипс и алебастр при попадании на кожу излишне сушат ее, поэтому желательно работать в резиновых перчатках. Кроме того, обязательно используйте защитные очки, это защит вас от попадания штукатурки или шпатлевки в глаза. Дозируя раствор, насыпая его в емкость для перемешивания и перемешивая, одевайте респиратор – работать в нем не очень удобно, но, если вы просыпете раствор или иным способом поднимете пыль, он защитит ваши бронхи и легкие от поражений.
Если же дефект будет обнаружен после застывания смеси, то устранить его будет гораздо сложней, ведь застывший гипс или алебастр придется обрабатывать не стеками, петлями или крючками, а наждачной бумагой. Вы должны научиться «на глаз» определять количество раствора, которое сможете переработать до застывания, в противном случае вы будете постоянно выкидывать застывшие излишки. Время жизни раствора зависит от его состава и указано на упаковке, там же указано оптимальное соотношение сухой смеси и воды, поэтому правильно определяйте количество раствора, необходимого для той или иной операции, а также регулируйте его густоту, изменяя количество воды. Четкое понимание необходимого количества и густоты раствора приходит лишь с опытом, поэтому сначала тренируйтесь на кусочках фанеры или ДСП и не переживайте, если что-то не получается, со временем вы научитесь.
Обратное литье
Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:
- Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
- Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
- Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
- Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
- Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
- Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
- Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
- Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
- Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
- Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
- Смазать внутри изложницу ланолином.
- Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
- Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
- Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.
Применение трафаретов
При выполнении декорирования из трафаретов изображение будущего барельефа переводят на пенофол и вырезают. Гипсоволокнистый лист необходимого размера покрывается грунтовкой, поверх которой накладывают вырезанную из пенофола фигуру. Если барельеф делает на основе трафарета прямо на стене, то используется тот же алгоритм, но трафарет, то есть фигура из пенофола, приклеивается прямо на стену, затерев неровности и пустоты при помощи шпаклевки. На трафарете можно вылепить и более мелкие элементы, например, используя соленое тесто, которое прекрасно держит форму и не быстро сохнет, давая время на поправку.
Барельеф в интерьере
Применение барельефов дает довольно широкий простор для оформления интерьеров. К примеру, можно создать отдельное панно в виде картины для украшения пустующей стены.
Барельеф на стене своими руками
Нередко барельефы применяются для декорирования домашних каминов. Барельеф в сочетании с оригинальной подсветкой создает поистине оригинальную картину – благодаря подсветке все выпуклости изображения будут видны еще более отчетливо.
Барельефы отлично подходят для оформления разного рода проемов.
Барельеф на стене своими руками
В отличие от еще одного популярного варианта оформления интерьеров – декоративной росписи – барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом.
При отсутствии выделения цветом, объемный рисунок будет проявляться благодаря игре света при грамотно обустроенном искусственном освещении. Таким образом у владельца появляется возможность создавать акценты на элементах декора в конкретно нужное ему время – достаточно лишь включить освещение.
Барельеф на стене своими руками
В дополнение к чисто декоративным функциям, барельефы прекрасно справляются и с разного рода функциональными задачами. К примеру, объемное декорирование позволяет нивелировать неровности поверхностей, украсить инженерные коммуникации, зрительно исказить пространство на усмотрение владельца, создать плавные переходы между разными функциональными зонами.
Барельеф на стене своими руками
Грамотное сочетание объемного рельефа и декоративной росписи позволяет создавать поистине оригинальные и невероятные эффекты.
Однако, несмотря на множество своих преимуществ, барельеф остается не таким уж и популярным вариантом декорирования помещений. Суть проблемы заключается в высокой стоимости обустройства таких объемных элементов.
Барельеф на стене своими руками
Неосведомленные люди нередко допускают ошибку, полагая, что барельеф является сборной конструкцией, отлитой из гипса. В действительности же такое декорирование обустраивается вручную и является по своей сути эксклюзивным. Следовательно, для обустройства красивого барельефного изображения придется приложить немало усилий, но при большом желании со всеми мероприятиями можно справиться самостоятельно.
Барельеф на стене своими руками
Применение шнура
использование гипсового раствора и обычной бельевой верёвки
После того, как изделие высохнет, обрабатывают поверхность и выпуклые части раствором гипса, пользуясь кистью. Такого рода декор можно применять для отделки, наклеив его на стену. Можно аналогичным методом декорировать мебель, например, скамейки. Проводить отделку плитками не требуется. Достаточно уложить скамью максимально удобным образом, после чего сделать барельеф с одной стороны. Как только она высохнет, можно переходить на противоположную. Вслед за этим скамейку необходимо окрашивать под металл или камень.
Как изготовить барельеф с помощью отливки в готовых формах
Применение форм для заливки значительно упрощает создание композиции. Для этих целей можно использовать готовые формы, которые прослужат не один год. Второй вариант – сделать их из силикона своими руками, но это долгий и кропотливый процесс. Мы предлагаем неожиданное и простое решение – создать многоразовую форму из гипса, для которой понадобятся доступные материалы.
Что понадобится для работы
Для работы нам понадобятся:
- пластилин;
- полиэтиленовая плёнка;
- острый нож;
- цветы и листья;
- пинцет;
- строительный гипс;
- наждачка и острый нож;
- краска, лак и кисточки.
Самостоятельное создание барельефа и финишная отделка
Простой и доступный мастер-класс для начинающих по изготовлению барельефа приводится в таблице.
Иллюстрация | Описание работы |
Соединить все кусочки пластилина, тщательно размять их руками, положить его между полиэтиленом и раскатать в пласт. | |
Приложить форму и срезать излишки ножом. | |
Уложить растения и листья на пластилин, накрыть плёнкой и прокатать скалкой. | |
Аккуратно удалить все растения, не повреждая рисунок. | |
Сделать из пластилина жгутик и прикрепить его к краям формы. | |
Развести строительный гипс до состояния жидкой сметаны и залить его в форму. | |
Когда гипсовая смесь схватится, аккуратно вынуть барельеф из формы и оставить на ровной поверхности до полного застывания. | |
Ножом подравнять края формы и обработать её наждачкой. Затем можно приступать к окрашиванию. Готовый барельеф желательно покрыть защитным лаком. | |
Выступающие части можно оттенить более светлым цветом. | |
Красивый барельеф с изображением цветов эффектно смотрится как и самостоятельное украшение стены, так и в рамках общей композиции. |
Завершение процесса обработки
Когда требуемое изображение достигнуто, барельеф тщательно очищают от пыли и обрабатывают грунтовкой при помощи соответствующей кисти. Затем предстоит окраска. В случае если применение нескольких цветов не предполагается, то рекомендуется взять белую краску двух оттенков на водоэмульсионной основе, и покрыть более светлой краской детали, которые требуется выделить и которые несут основную стилистическую нагрузку. Желательно производить окраску, используя не кисть, а обычную губку, чтобы избежать образования неприглядных полос, которые меняют динамику рисунка. Таким образом, декорирование можно считать готовым.
В этой статье я расскажу, как быстро и просто изготовить небольшой барельеф своими руками. Уровень сложности работы – для начинающих.
Данный барельеф выполнен финишной шпаклевкой на полимерной основе. Она прекрасно обрабатывается и стоит недорого.
В этом мастер – классе барельеф будет выполнен на куске многослойной фанеры. Также в качестве основы можно использовать, например ГВЛ или ДСП (в этом случае у вас получится декоративное панно), или выполнить барельеф непосредственно на стене.
Обычно шпаклевку наносят достаточно тонким слоем (до 3-5 мм), но в данном случае нам нужен более мощный слой – около 10 см. Чтобы шпаклевка не растрескалась – основу армируем мелкой сеткой. Затем наносим шпаклевку и оставляем до полного высыхания (несколько суток).
Поверхность проходим мелкой наждачной шкуркой, и переходим к самому интересному – созданию изображения.
Для этого барельефа в Интернете был выбран древне – ассирийский сюжет, распечатан и перенесен на поверхность панно при помощи копирки.
Первый слой делаем белой водоэмульсионной краской – для пропитки. После высыхания наносим цветной слой краской, колерованной под натуральный камень и, не дожидаясь высыхания, снимаем краску на выпуклых частях тампоном. Оставляем до полного высыхания. По завершении работу можно покрыть лаком, а можно оставить, как есть.
Таким способом трудно качественно декорировать большую площадь, поэтому для больших барельефов используйте краски с большим сроком высыхания.
Барельефы небольшого размера, выполненные подобным способом, можно использовать для оформления каминов, в качестве декоративных плиток и т.п.
Большие панно станут истинным украшением интерьера, но для их создания нужно немало поучиться.
Мастер – класс по созданию крупного барельефа см. . Еще один способ объемно декорировать стены – .
В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.
Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.
Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.
Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.
Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.
Материалы для создания барельефа
Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:
- Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
- Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
- PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
- «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
- «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).
Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.
Пропитки для грунтовки барельефа
Кроме того, используют такие составы:
- перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
- для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
- для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.
Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.
Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет
Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.
Подготовка рисунка
Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.
Подготовка основы
Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.
Формирование основных рельефов
Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.
Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.
Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.
Формирование мелких деталей
Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.
Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.
Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.
На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.
Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:
Полезные советы
В качестве дополнительных материалов можно использовать пенопласт, картон и даже шпагат. Из пенопласта и картона можно вырезать мелкие элементы, покрыть их штукатуркой и просто приклеить к композиции на стене, так же как и заранее загипсованный кусочек шпагата, свернутый в причудливый завиток.
Если крупные элементы отваливаются и не держатся на поверхности стены, можно попробовать укрепить их с помощью обычного гипсового бинта. Купить его можно в любой аптеке.
На фото часто можно увидеть на стенах барельефы с обилием цветов. Необязательно вылепливать каждый цветок отдельно – их можно сделать из ткани или бумаги и просто покрыть смесью из гипса и ПВА. После высыхания элементы крепятся к основной композиции с помощью густого алебастра.
Если в разгар работы вы поняли, что создание барельефа на поверхности стены своими руками слишком трудно для вас, можно попробовать обратиться за помощью к опытному специалисту. Найти такого человека в своем городе можно с помощью социальных сетей и досок объявлений. Лучше вовремя оценить свои силы и передать работу под чье-либо руководство, чем просто соскрести со стены и выбросить гору недешевой штукатурки.
Эскизы и трафареты для начинающих: фигуры, узоры из гипса
Декорирование стен — весьма трудоемкое занятие. Но даже если нет художественного образования, при наличии времени и терпения каждый может воплотить свои идеи по декорированию квартиры.
Для начинающих скульпторов или людей, которые желают заняться созданием лепнины впервые, подойдут не сложные узоры:
- стебли дерева;
- простой цветок;
- можно попробовать вылепить несложные геометрические фигуры по контуру зеркала.
Лучше вырезать изображение по контуру с обоев либо купить уже готовые эскизы и трафареты в специализированных магазинах. Там же можно подобрать и дополнительные отделочные материалы, дополняющие лепнину.
Как подготовить рабочее место?
Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации – делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.
Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:
- финишные гипсовые смеси или декоративная штукатурка;
- валик;
- кельма;
- шпатели разного размера или мастихины;
- емкость;
- влажная тряпка;
- стамески с разными жалами или набор резцов для дерева или гипса.
Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.
Какие бывают барельефы на стене?
Все зависит от дизайнерского решения. Приведем некоторые варианты:
Простые барельефы на стене в виде багетов для картин разного размера смотрятся богато и респектабельно.
Барельефы в виде окантовки в верхней части стены смотрятся роскошно, но не вызывающе. Такие барельефы дополнят однотонную стену, на которой размещены фотографии или картины, полочки с коллекциями или сувенирами.
Настенные цветочные панно или картины с растительными рисунками особенно хорошо смотрятся с подсветкой. Максимального эффекта декоративности можно добиться при правильной подсветке объемного изображения. Такие барельефы отлично вписываются в пространство.
Отличаются оригинальностью барельефы, на которых изображены деревья, горы, озера и любые другие уголки природы.
Сюжетные объемные барельефы – самые сложные в исполнении. Они могут занимать всю стену или быть расположены в одном уголочке.
Техники
Чтобы придать интерьеру статность и фундаментальность, необходимо при создании настенных барельефов выбирать объемные композиции, которые можно лепить, используя различную технику и материал. Так, для помещений, оформленных в стиле ампир, следует создавать барельефы, состоящие из массивных элементов. Техника их изготовления сложная: вначале готовятся формы и раствор, из которого выливаются будущие декоративные элементы, потом после их высыхания осуществляется монтаж на стены с помощью клея и дюбелей, добавляются путем лепки мелкие детали. Для римского стиля отличным выбором считаются барельефы, украшенные мелким орнаментом, они выглядят эффектно и лепятся сразу на стену, без предварительной выливки.
В рококо и барокко должны присутствовать легкие и пышные формы, поэтому оптимальным вариантом станет создание на стенах объемного изображения и асимметрии. Поскольку все элементы будущей композиции габаритные, и их непросто будет закрепить к стене, то нужно лепить каждую деталь по отдельности на стене, а потом уже заделать швы и все покрасить. Для помещений, оформленных в стиле арт-деко, нужно выбирать изящные гипсовые элементы, окрашенные во что-то пестрое и яркое.
Применение шнура
Высохшая композиция
Этот метод изготовления барельефа считается самым простым. Он подразумевает применение гипсового раствора и простой бельевой веревки. Рисунок следует нанести на фрагмент пенопласта или доски ДВП.
1 Затем необходимо уложить веревку в нанесенные особым образом линии. Перед этим действием ее надо смочить в гипсовом растворе.
2 Когда изделие полностью подсохнет, поверхность нужно обработать раствором гипса. Делается это кистью. Подобный декор можно использовать для отделки, наклеив его на вертикальную поверхность.
3 Таким же способом можно декорировать различного рода мебель, например, скамейки. Для этого необходимо уложить скамью как можно удобнее, затем нанести барельеф с одной стороны. Когда композиция высохнет, то же самое проделывается с противоположной стороной.
4 В заключение фактуру можно покрасить и затонировать в любой оттенок.