Неисправности насосных станций и их устранение

Слишком частое включение насоса

При частом включении насоса подача воды происходит рывками. Причина — поломка работы узла автоматики (манометра). Манометр измеряет давление. Показания этого элемента могут резко падать, тогда вода будет поступать рывками. Такое происходит, если мембрана аккумулятора давления, изменяющая свои размеры в зависимости от объема воды, пришла в негодность.

Определяется поломка нажатием на ниппель, который производит доступ к мембране. Когда из него уходит воздух, он исправен. В случае поступления воды мембрану гидроаккумулятора необходимо срочно заменить. Для смены элемента необходимо разобрать корпус аккумулятора, раскрутив болты.

Как правильно разобрать

Отключив от электричества, приступаем к раскрутке и отсоединению всех шлангов подачи и нагнетания жидкости. Разборка устройства осуществляется поэтапно:

Первый этап. Разделяем качающий узел от электродвигателя.

  • Крепится мотор на четыре болта, фиксирующих юбку фланца агрегата.
  • Открутив болты, легким постукиванием по фланцу снимаем двигатель.
  • Отделив соединение, станет видно вращательную втулку.
  • Получается две части станции: на одной рабочее колесо с распределительным узлом, на другой – мотор.
  • Резиновую прокладку аккуратно вынимаем и протираем влажной тряпкой.
  • Вал в двигателе нужно провернуть, чтобы посмотреть, все ли подшипники вращаются.

Второй этап. Снимаем крышку реле старта.

  • Обычно крепеж состоит из одного-двух винтов, закручиваемых крестовой отверткой. Под крышкой скрывается вся подноготная.
  • Два штурвала с пружинами для регулировки давления.
  • Реле управления подачи энергии на блок.
  • Снимаем защитный кожух вентилятора охлаждения двигателя. Часто экран ничем не фиксируется, а просто насаживается на заднюю стенку мотора.
  • Иногда есть пара мелких шурупов, которые без труда можно выкрутить.

Третий этап. Откручиваем прижимную гайку рабочего колеса и снимаем диск с оси.

  • Вынимая вал, придется тихонько по нему постучать молотком со стороны крыльчатки.
  • Ось выйдет вместе с вентилятором охлаждения и подшипниками.

Четвертый этап. Разбор распределительной камеры насоса.

Корпус изготовлен из чугуна или стальной, очень редко встречается нержавеющий металл.

  • Разделив станцию на две части, уже станет видно всю внутреннюю часть камеры смешивания.
  • Откручиваем все сопутствующие патрубки для прочистки резьбовых соединений.

В результате проделанной работы мы получим полностью разобранное устройство. Теперь можно приступать к диагностике каждого узла по отдельности и устранению неполадок.

2 Модельный ряд оборудования

В линейке продукции компании Speroni (Италия) представлено 4 серии насосных станций Марина:

  • Marina CAM — бюджетный вариант для водозабора из колодцев глубиной до 9 м;
  • Marina APM — насосы для скважин глубиной до 50 м;
  • Marina Idromat — агрегаты оснащенные регулятором, отключающим насос при сухом ходе.

Рассмотрим каждую из представленных линеек подробнее.

2.1
Marina CAM

Серия САМ состоит из оборудования выполненного в чугунном либо нержавеющем корпусе, с внутренней оснасткой из пищевых полимеров. Представлено несколько моделей, мощность которых варьируется в пределах 0.8-1.7 кВт, а напор 43-60 м.

Объем гидроаккумулятора может составлять 22, 25 либо 60 л. Это самые доступные станции для частного использования, стоимость которых начинается с 7-ми тыс. рублей.

Среди станций с оптимальным соотношением цена/качество выделим:

  • Marina Cam 80/22;
  • Marina Cam 60/25;
  • Marina Cam 100/25.

Насосная станция Marina Cam 40/22 оснащена гидроаккумулятором объемом 25 л, емкости которого будет достаточно для семьи из 3 человек. Пропускная способность агрегата составляет 3.5 м 3 /час, максимальная глубина подъема — 8 м. Цена — 9 тыс. рублей.

Marina Cam 100/25 имеет сходные технические характеристики — бак на 25 л, пропускная способность 4.2 м 3 /час, однако данная модель оснащена системой повышения давления, котороя значительно увеличивает напор подачи — до 45 м, в сравнении с 30 м у САМ 40/22.

2.2
Marina APM

Скважины насосы серии АРМ имеют максимальную глубину водозабора 25 м (модель 100/25) и 50 м (200/25). Это более мощности и габаритной оборудование, вес которого может доходить до 35 килограмм. В качестве примера рассмотрим популярную станцию Марина АРМ 100/25.

Технические характеристики:

  • напор — до 20 м;
  • пропускная способность — 2.4 куб/час;
  • мощность центробежного двигателя — 1100 Вт;
  • диаметр подающего патрубка — 1″.

АРМ 100/25 выполнена в корпусе из нержавеющей стали, модель оснащена защитой от перегрева и системой контроля за уровнем воды в гидробаке. АРМ100/25 предназначена для перекачки чистой воды, без механических включений, температура которой не превышает 35 градусов.

2.3
Типовые неисправности и ремонт

Насосные станции Марина зарекомендовали себя как надежное и долговечное оборудование, однако как и любая другая техника они не застрахованы от поломок. Предлагаем вашему вниманию перечень наиболее распространенных поломок и способы их устранения:

  1. Отсутствие подачи воды при включенном насосе, причиной которого чего может быть потеря герметичности в проводящих трубопроводах и износившийся обратный клапан. Первоначально проверьте, не забыли ли вы заполнить корпус насоса водой. Если она есть, осмотрите обратный клапан и герметичность его прилегание к патрубку насоса, а также проверьте состояние водозаборной трубы — все поврежденные узлы подлежат замене. Аналогичные проблемы возможны при повреждении крыльчатки, для замены которой потребуется разобрать агрегат.
  2. Вода подается рывками из-за поврежденного гидроаккумулятора. Основной неисправностью гидробака является поврежденная мембрана. Чтобы определить, цела ли она, нажмите на ниппель (расположен на корпусе бака), если из ниппеля будет течь вода, а не идти воздух, значит мембрана порвана. Мембрану установить достаточно легко, нужно лишь открутить с горловины бака фиксирующее кольцо, вытащить старую деталь и смонтировать на ее место новую.
  3. Сниженное давление подачи воды. Причиной этого может быть как неисправный гидробак, так и проблемы с насосом. В первом случае скорее всего виновата разгерметизация бака — осмотрите корпус на предмет наличия трещин, заделайте обнаруженные деформации и подкачайте воздух до нормативного значения. Если бак цел, проблему нужно искать в деформированной крыльчатке центробежного колеса внутри насоса.

Отдельно рассмотрим ситуацию, когда насосная станция не хочет работать в автоматическом режиме — агрегат не отключается при полном баке и не отключается при его опустошении. Тут виновата неправильная регулировка реле давления — обычно его калибруют на заводе, однако случаются и исключения.

Вышеприведенная схема демонстрирует стандартное реле давление насосов Марина. На нем, под пластиковой крышкой корпуса, расположены две пружинки. Большая из них вращается по часовой стрелке, она отвечает за минимальное давление в баке, при котором станция включается. Вращая маленькую пружину мы настраиваем максимальное давление, по достижению которого насос отключается.

Регулировка реле давление должна проводиться при отключенном от электросети оборудовании. Перед началом калибровки из бака нужно слить воду, также важен уровень давления воздуха — он должен соответствовать рекомендованной производителем величине.

Рекомендации по установке и эксплуатации насосных станций

Если установку станции провести в соответствии с рекомендациями, то в процессе эксплуатации будет возникать меньше поломок.

Советы:

  • Трубопроводы сделаны из пластика, поэтому при монтаже они не должны перекручиваться, чтобы не снижалась их пропускная способность. ­
  • Все места стыковки проверяются на герметичность. ­
  • В качестве разъемного соединения рекомендуется использование «американки», которая хорошо себя зарекомендовала. ­
  • Установка обратного клапана носит обязательный характер. Желательно снабдить узел защитной сеткой, чтобы исключить попадание грязи. ­
  • Трубопровод опускается ниже поверхности уровня воды в колодце на 30 см. Расстояние до дна должно оставаться 20 см, чтобы не захватывать снизу грязь. ­
  • Диаметры труб закладываются большего размера, если вода транспортируется из дальнего источника. Максимальная глубина уровня жидкости не должна превышать 4 м. ­
  • В систему лучше вмонтировать защиту от сухого хода.

В процессе обслуживания устройство не требует вмешательства человека. Исключение составляет гидроаккумулятор. Здесь ежемесячно проводится проверка уровня давления воздуха и подкачка его в случае необходимости. Стравливается лишний, чтобы не уменьшался полезный объем площади бака. Периодически просматривается реле, зачищаются контакты, убирается накопившаяся грязь.

При наличии насосной станции, чтобы она меньше доставляла хлопот, следует проводить регулярно техническое обслуживание. В первую очередь, это касается гидроаккумулятора. Постоянно следить за герметичностью системы. Устранять мелкие неисправности и в случае необходимости проводить крупные ремонты своими руками.

Оборудование не запускается

Чаще всего агрегат не включается и не набирает воду из-за того, что произошёл разрыв в электросети. Чтобы определить место разрыва в цепи, придётся использовать тестер. Прежде всего, необходимо проверить коммуникации, по которым насос качает воду, а также реле давления, на контактах которого может собираться окись и вызывать их неисправность. Для очистки контактов можно использовать мелкозернистый наждак или надфиль.

Если насос не качает воду и не включается, а на отрезке от него до источника разрывов сети не обнаружено, то необходимо проверить каждый узел насосного оборудования, а именно обмотку и контакты.

Иногда насос не набирает воду и не запускается из-за поломки пускового конденсатора. В этом случае придётся провести его замену своими руками.

Если после запуска агрегата появляется характерный шум, но крыльчатка и другие вращающиеся детали не начинают двигаться, то причин может быть несколько:

  1. Если прибор долгое время был на консервации и не использовался, то, скорее всего, крыльчатка прилипла к корпусу. Чтобы устранить неисправность, достаточно покрутить крыльчатку вручную несколько раз.
  2. Иногда причиной такой проблемы может стать поломка конденсатора. В этом случае его придётся заменить.
  3. Если параметры электрической сети изменились, то есть напряжение ниже номинального, то агрегат не будет работать.

Видео инструкция по ремонту насосного оборудования для водоснабжения загородного дома:

Нюансы установки

Процедуру ремонта можно произвести своими руками, сэкономив на этом около 1000 рублей — примерно столько пришлось бы отдать мастеру за работу по замене, в которой, в принципе, ничего сложного и нету.

Замена мембраны в насосной станции поэтапно выглядит следующим образом:

  1. Работа ведётся после того, как вода из бака была откачана, и насосная станция обесточена.
  2. Собственно, передний фланец с бака гидроаккумулятора снимается, и старая мембрана извлекается.
  3. Если удалить полностью воду из системы не удалось – болты крепления фланца лучше отпускать постепенно, и вытекающую воду удалять подручными средствами.
  4. Внутренняя поверхность бака в случае целостности мембраны должна быть абсолютно сухой. Соответственно, после извлечения «груши», если там осталась вода – поверхность нужно максимально просушить.
  5. Затем на место старой емкости устанавливается новая (иногда советуют дополнительно место соединения «груши» и бака обработать герметиком), и фланец прикручивается на место.
  6. После установки мембраны нужно возобновить внутреннее давление гидроаккумулятора. Для этого при помощи компрессора через ниппель с задней стороны бака закачивается воздух (следует добиться того же давления, которое было при работе насосной станции в обычном режиме, сверяясь с манометром).

После этого станция подключается и производится тестовое включение. Если замена мембраны произошла из-за разрыва – теперь в работе насосной станции не должно быть проблем.

Мембрана нуждается в периодической (примерно раз в год или два) замене, иначе она может лопнуть при эксплуатации, и менять её всё равно придётся.

Кроме того, при длительном использовании «груша» сильно растягивается и заполняет объём бака гидроаккумулятора, что заставляет автоматический насос постоянно подкачиваться, чтобы нормализовать давление. Это, что логично, влияет на его износ не в лучшую сторону.

Признаком того, что необходим ремонт, и мембрана нуждается в замене, может служить ситуация, когда насосная станция, к примеру, резко включается или останавливается при каждом открытии крана, или функционирует рывками.

Манометр при этом показывает резкий сброс давления сразу после выхода на расчётный режим работы.

Обычно это означает разрыв мембраны. С задней стороны бака есть небольшой клапан (штуцер, используется для накачивания воздуха, если нужно подправить давление внутри бака), через который вода течь не должна в рабочем состоянии насосной станции (когда ничего не нарушено).

Если это происходит (несложно проверить) — мембрану нужно менять. При обычной работе гидронасосной станции вода не должна попадать между стенками бака и мембраной.

Итого, замена мембраны необходима:

  • Периодически, для увеличения срока службы насосной станции;
  • Если мембрана повреждена.

Своевременная замена износившейся «груши» — дело весьма важное и необходимое. Ведь именно он точности ее работы и зависит правильность поддержания давления в системе

К примеру, если она будет работать неверно — насос может включаться чаще без необходимости, а значит — потреблять больше энергии, увеличивать собственный износ и создавать дополнительную нагрузку на трубопровод.

Естественно, подобные последствия не слишком полезны, так что периодически мембрану следует осматривать, и по необходимости — сразу же заменять.

Как предотвратить появление проблем?

Чтобы избежать возможных проблем необходимо грамотно подойти к подбору реле давления. Характеристики автоматики должны быть оптимальными для работы с конкретным оборудованием. Лучше в этом вопросе обратиться к помощи специалиста.

Профилактическими мерами для предотвращения проблем являются:

  • Применение магнитного пускателя для снятия нагрузки от больших токов с контактов реле.
  • Периодический внешний осмотр реле и проверка наиболее критических точек — соединительный патрубок и контакты.
  • Не реже 1 раза в 2 месяца проверка, и при необходимости, настройка регулировок.

Важно! Порог давления включения реле на запуск насоса должно быть на 0,2 атм. ниже, чем давление в гидроаккумуляторе.

Как обеспечить стабильную работу системы водоснабжения

Чтобы водопроводная система успешно функционировала, нужно обеспечить определенный уровень давления и напора воды. Когда нет доступа к централизованному водоснабжению, эту проблему легко решают с помощью насосной станции. Она обычно состоит из:

  • насоса;
  • мембранного накопительного бака;
  • блока автоматического управления (реле давления, манометр и т. д.).

Насос качает воду, которая поступает в бак. Когда давление в баке достигает определенного максимального уровня, насос отключается. Постепенно вода из бака расходуется на различные нужды и давление падает. При минимальном уровне давления насос снова включается и вода поступает в бак. Управляется процесс автоматически.

С помощью такого агрегата можно обеспечить водоснабжением дом, баню и прочие строения, расположенные на участке. Изучив принцип работы, нужно приступить к изучению возможных поломок и способов их устранения.

Изучив принцип работы и устройство насосной станции, можно сделать её ремонт своими руками

Типы обратных клапанов

Межфланцевые, двухстворчатые, пружинные дисковые

Этот вид устройства является самым компактным. В качестве затвора используется пластина с пружиной, выполняющей роль прижимного элемента.

При прохождении потока воды пластина под ее давлением отжимается и обеспечивает свободный проток. Как только давление снижается, пружина сжимается, прижимая диск к седлу и проточное отверстие перекрывается. Диаметр таких конструкций может варьироваться в пределах 15 — 200 мм.


Клапан обратный межфланцевый двустворчатый

Сложные гидросистемы при сбоях либо остановке насоса подвержены гидроудару, способному нанести серьезные повреждения системе. Для таких систем предусмотрены двухстворчатые клапаны со специальными амортизаторами, смягчающими гидроудары.

Запорный диск под воздействием водяного потока складывается пополам. В исходное состояние диск возвращается под действием обратного потока, прижимающего его к седлу. Габариты варьируются в пределах 50 — 700 мм.

Главными достоинствами обратных межфланцевых клапанов являются небольшие габариты и масса, а также отсутствие в их конструкции фланцев для крепления к трубопроводу.

К остальным преимуществам можно отнести простые монтаж и эксплуатацию, а также возможность крепления как на горизонтальных участках трубопровода, так и на вертикальных и наклонных.

Существенным недостатком является необходимость полного демонтажа устройства для его ремонта.

Обратные, поворотные либо лепестковые

Запорным элементом в конструкции такого типа является золотник — «захлопка». Ее ось поворота располагается выше проходного отверстия. Проходящий под напором поток воды откидывает «захлопку» и беспрепятственно следует далее. При уменьшении давления ниже допустимого уровня золотник спадает и закрывает проход в трубопроводе.


Обратный клапан лепестковый

В крупногабаритных обратных клапанах золотник ударяется о седло достаточно сильно, что является причиной быстрого выхода конструкции из строя. В дальнейшем это может спровоцировать возникновение гидравлического удара при очередном срабатывании.

Из-за этого выпускают два вида поворотных клапанов.

  1. Простые, диаметром до 400 мм. Они устанавливаются в гидросистемах, способных выдержать ударные явления без особых последствий для дальнейшего функционирования.
  2. Безударные содержат элементы, обеспечивающие золотнику плавную и мягкую посадку на седло.

Достоинствами являются низкая чувствительность к загрязнению среды и способность обеспечивать работу в гидросистемах больших размеров. Подобное устройство, например, установлено в аэродинамической трубе NASA, диаметр которой равен 7 метрам.

Недостатком является необходимость использования демпфера в клапанах больших диаметров.

Обратные шаровые

По принципу действия эти устройства аналогичны межфланцевым пружинным дисковым.


Обратный клапан шаровой

В качестве запорного элемента используется шар с пружиной, которая прижимает его к седлу. Используются в основном в гидросистемах с трубами малого диаметра, чаще всего сантехническими.

Габариты шаровых клапанов меньше пружинных дисковых.

Обратные подъемные

Запорным элементом обратного подъемного клапана является подъемный золотник. При прохождении потока воды золотник поднимается, а при снижении давления он опускается на седло и препятствует обратному ходу воды.

Устанавливают такие устройства исключительно на горизонтальных участках трубопроводов. При этом обязательным условием монтажа клапана является строго вертикальное расположение его оси.

Достоинством является возможность ремонта без его демонтажа, недостатком – большая чувствительность к загрязненности среды.

По способу крепления различают четыре группы этих устройств.

  1. Фланцевое крепление. Соединение с трубопроводом осуществляется через фланцы с уплотнением.
  2. Крепление под приварку. К трубопроводу устройство крепится сваркой. Предназначено для эксплуатации в агрессивных средах.
  3. Межфланцевое крепление. В обратном клапане нет своего крепежного узла. Его крепят между фланцами трубопровода. Предназначен для работы на участках трубопроводов с ограничением по габаритам.
  4. Муфтовое крепление. Крепление осуществляется через резьбовую муфту. Используется в гидросистемах небольшого диаметра.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды. Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.
  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.
  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.
  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.
  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.
  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.
  8. Зафиксируйте насос в тисках.
  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.

  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.
  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.
  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.

  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.
  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.
  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.
  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
  20. Извлеките конденсатор.
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Руландия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: