Подготовка гидробака и его регулировка
Перед поступлением гидроаккумуляторов в продажу в них на заводе закачивают воздух под определенным давлением. Закачка воздуха происходит через золотник, установленный на данной емкости.
Под каким давлением находится воздух в гидробаке, можно узнать из этикетки, приклеенной к нему. На следующем рисунке красной стрелкой указана строка, в которой обозначено давление воздуха в накопителе.
Также данные замеры силы сжатия в баке можно произвести, используя автомобильный манометр. Измерительный прибор подключается к золотнику бака.
Чтобы начать регулировать силу сжатия в гидробаке, необходимо его подготовить:
- Отключите оборудование от электросети.
- Откройте любой кран, установленный в системе, и дождитесь момента, когда жидкость перестанет течь из него. Конечно же, будет лучше, если кран будет находиться недалеко от накопителя или на одном этаже с ним.
- Далее, замерьте силу сжатия в емкости, используя манометр, и запомните это значение. Для накопителей небольших объемов показатель должен быть около 1,5 бар.
Чтобы правильно отрегулировать накопитель, следует учитывать правило: давление, вызывающее срабатывание реле на включение агрегата, должно превышать силу сжатия в накопителе на 10%. Например, реле насоса включает двигатель при 1,6 бар. Значит, необходимо создать и соответствующую силу сжатия воздуха в накопителе, а именно 1,4-1,5 бар. Кстати, совпадение с заводскими настройками здесь не случайно.
Если датчик настраивается для запуска двигателя станции при большем, чем 1,6 бар силе сжатия, то, соответственно, и настройки накопителя меняются. Увеличить давление в последнем, то есть накачать воздух, можно, если воспользоваться насосом для накачки автомобильных шин.
Совет! Коррекцию силы сжатия воздуха в накопителе рекомендуется проводить хотя бы 1 раз в год, поскольку за зиму она может снижаться на несколько десятых бар.
Практические примеры настройки реле
Разберем случаи, когда обращение к регулировке реле давления действительно необходимо. Обычно это происходит при покупке нового прибора или при возникновении частых отключений насоса. Также настройка потребуется, если вам досталось б/у устройство со сбитым параметрами.
Подключение нового прибора
На этом этапе следует проверить, насколько корректны заводские установки, и при необходимости внести некоторые изменения в работу насоса.
Галерея изображений
Фото из
Отключаем энергию, полностью опустошаем систему от воды, пока манометр не достигнет отметки «ноль». Включаем насос и следим за показаниями. Запоминаем, на каком значении он выключился. Затем спускаем воду и запоминаем параметры, при которых насос вновь начинает работать
Закручиваем большую пружину, чтобы увеличить нижнюю границу. Производим проверку: спускаем воду и запоминаем значение включения и выключения. Второй параметр должен увеличиться вместе с первым. Регулируем до тех пор, пока не достигаем нужного результата
Производим те же самые действия, но уже с малой пружиной. Действовать нужно аккуратно, так как малейшее изменение положения пружины откликается в работе насоса. Немного закрутив или ослабив гайку, тут же проверяем результат работы
Закончив все манипуляции с пружинами, снимаем конечные показания и сравниваем их с начальными. Также смотрим, что изменилось в работе станции. Если бак стал наполняться в другом объеме, а интервалы включения/выключения изменились, настройка прошла успешно
Этап 1 – подготовка оборудования
Этап 2 – регулировка величины включения
Этап 3 – регулировка величины отключения
Этап 4 – тестирование работы системы
Чтобы проследить за ходом работы, рекомендуется записывать все полученные данные на листок бумаги. В дальнейшем можно вернуть начальные настройки или еще раз изменить параметры.
Насос перестал выключаться
В этом случае принудительно выключаем насосное оборудование и действуем в следующем порядке:
- Производим включение, и дожидаемся, когда давление достигает максимальной отметки – предположим, 3,7 атм.
- Отключаем оборудование и понижаем давление путем спуска воды – например, до 3,1 атм.
- Слегка затягиваем гайку на малой пружине, увеличивая значение дифференциала.
- Проверяем, как изменилось давление отключения и тестируем систему.
- Настраиваем оптимальный вариант путем подтягивания и ослабления гаек на обеих пружинах.
Если причина была в неправильной первоначальной настройке, ее можно решить, не покупая новое реле. Рекомендуется регулярно, раз в 1-2 месяца, проверять работу реле давления и при необходимости производить регулировку пределов включения/выключения.
Ситуации, не требующие регулировки
Причин, когда насос не выключается или не включается, может быть множество – от засора в коммуникациях до выхода из строя двигателя. Поэтому, прежде чем начать разборку реле, следует убедиться, что остальное оборудование насосной станции работает исправно.
Если с остальными приборами все в порядке, проблема в автоматике. Переходим к осмотру реле давления. Отключаем его от штуцера и проводов, снимаем крышку и проверяем две критические точки: тонкий патрубок подключения к системе и блок контактов.
Галерея изображений
Фото из
Чтобы проверить, чистое ли отверстие, необходимо произвести демонтаж прибора для осмотра, а при обнаружении засорения выполнить чистку
Качество водопроводной воды не идеально, поэтому часто проблема решается обыкновенной чисткой входного отверстия от ржавчины и минеральных отложений
Даже у приборов с высокой степенью защиты от влаги могут происходить сбои из-за того, что окислились или подгорели контакты проводов
Для очищения контактов используют специальный химический раствор или простейший вариант – самую мелкую наждачку
Действовать нужно очень осторожно
Забился патрубок подключения к гидробаку
Чистка входного отверстия в реле
Засорились электрические контакты
Чистка блока контактов. Если очистительные мероприятия не помогли, а регулировка положения пружин также была напрасной, скорее всего, реле не подлежит дальнейшей эксплуатации и его следует заменить новым
Если очистительные мероприятия не помогли, а регулировка положения пружин также была напрасной, скорее всего, реле не подлежит дальнейшей эксплуатации и его следует заменить новым.
Предположим, вам в руки попал старый, но действующий прибор. Его регулировка происходит в том же порядке, что и настройка нового реле. Перед началом работы убедитесь в целостности прибора, разберите его и проверьте, все ли контакты и пружины на своих местах.
Ремонт насосной станции своими руками
Для возобновления работы НС необходимо сделать следующее:
Всасывающая магистраль
Самостоятельный ремонт обратного клапана обычно заключается в удалении грязи или длинноволокнистых включений, которые мешают заслонке закрыться. При более сложных поломках деталь меняют.
Если на армированном шланге появились трещины, через которые насос подсасывает воздух, их необходимо заклеить армированным скотчем для ремонта трубопроводов.
Насос
Залипание крыльчатки обычно случается после длительного простоя. Чтобы реанимировать агрегат, рабочее колесо нужно просто повернуть рукой, не забыв, конечно, отключить насос от электросети.
Есть модели, в полость которых устанавливается нержавеющий вкладыш. Менять его гораздо дешевле, чем весь корпус.
Замене подлежат и вышедшие из строя конденсатор с электродвигателем. Попытка перемотать обмотку двигателя самостоятельно может привести к ухудшению характеристик насоса.
Гидроаккумулятор
Трещина в корпусе гидроаккумулятора – весомый повод обратиться в сервисную службу. Но если размеры ее не велики, можно попытаться заделать отверстие составом типа «холодной сварки». При разрыве мембраны или баллона деталь однозначно придется менять.
Выбирая НС, лучше отдавать предпочтение моделям с баллонным гидроаккумулятором. Замена резиновой «груши» в таких резервуарах, независимо от модели, осуществляется очень легко. Что касается мембранных накопителей, то во многих моделях этого типа установить новую мембрану может только сервис-инженер.
Старая и новая резиновые мембраны
Чаще всего для нормализации работы НС просто нужно докачать воздух в полость гидроаккумулятора. Делается это с помощью обычного насоса с золотниковым шлангом. При этом давление следует контролировать манометром.
Бытовка, оснащенная санузлом и душем, делает пребывание на дачной стройке комфортным. Бытовки дачные двухкомнатные с туалетом и душем – все от материалов до конечной отделки.
Правила изготовления и установки клеток Золотухина для содержания кроликов описаны в этой публикации.
Его рекомендуемое значение указывается в характеристиках к гидроаккумулятору (обычно 1,5 атм.), но точно придерживаться этой величины не обязательно. В идеале давление воздуха в баке должно быть составлять не более 10% от давления включения насоса.
Реле
Очистка от грязи контактной группы и присоединительного патрубка у пользователей обычно затруднений не вызывает.
Кстати, налет с контактов лучше всего удалять мягким школьным ластиком.
Подстройку реле осуществляют вращением двух гаек, навинченных на штоки с надетыми на них пружинами.
Если насос по причине износа не может развить достаточный для отключения напор, нужно дождаться, пока стрелка манометра замрет на максимальной отметке, а затем вручную обесточить агрегат. Далее понемногу отпускайте гайку малой пружины, пока контакты не щелкнут.
Это будет означать, что верхний предел рабочего диапазона реле соответствует максимальному давлению, которое может обеспечить насос на текущий момент. Для запаса малую пружину можно ослабить еще немного. При затягивании гайки диапазон, наоборот, будет увеличиваться.
Подобные действия можно производить и с большой пружиной, если она, к примеру, ослабла.
Учтите, что при уменьшении давления отключения уменьшится и объем воды, который насос сможет накачать в гидроаккумулятор. Чтобы исправить ситуацию, выпустите часть воздуха из гидроаккумулятора.
Ремонт насосной станции своими руками
Для возобновления работы НС необходимо сделать следующее:
Всасывающая магистраль
Самостоятельный ремонт обратного клапана обычно заключается в удалении грязи или длинноволокнистых включений, которые мешают заслонке закрыться. При более сложных поломках деталь меняют.
Если на армированном шланге появились трещины, через которые насос подсасывает воздух, их необходимо заклеить армированным скотчем для ремонта трубопроводов.
Насос
Изношенные корпус или крыльчатку придется заменить.
Есть модели, в полость которых устанавливается нержавеющий вкладыш. Менять его гораздо дешевле, чем весь корпус.
Кстати, налет с контактов лучше всего удалять мягким школьным ластиком.
Подстройку реле осуществляют вращением двух гаек, навинченных на штоки с надетыми на них пружинами.
От степени сжатия большой пружины зависит значение давления включения (его еще называют нижним), а малая регулирует разность между ним и давлением выключения (верхним). Заметьте, не само давление отключения, а именно разность верхнего и нижнего давлений.
Если насос по причине износа не может развить достаточный для отключения напор, нужно дождаться, пока стрелка манометра замрет на максимальной отметке, а затем вручную обесточить агрегат. Далее понемногу отпускайте гайку малой пружины, пока контакты не щелкнут.
Это будет означать, что верхний предел рабочего диапазона реле соответствует максимальному давлению, которое может обеспечить насос на текущий момент. Для запаса малую пружину можно ослабить еще немного. При затягивании гайки диапазон, наоборот, будет увеличиваться.
Подобные действия можно производить и с большой пружиной, если она, к примеру, ослабла.
Гидроаккумулятор
Трещина в корпусе гидроаккумулятора – весомый повод обратиться в сервисную службу. Но если размеры ее не велики, можно попытаться заделать отверстие составом типа «холодной сварки». При разрыве мембраны или баллона деталь однозначно придется менять.
Выбирая НС, лучше отдавать предпочтение моделям с баллонным гидроаккумулятором. Замена резиновой «груши» в таких резервуарах, независимо от модели, осуществляется очень легко. Что касается мембранных накопителей, то во многих моделях этого типа установить новую мембрану может только сервис-инженер.
Старая и новая резиновые мембраны
Чаще всего для нормализации работы НС просто нужно докачать воздух в полость гидроаккумулятора. Делается это с помощью обычного насоса с золотниковым шлангом. При этом давление следует контролировать манометром.
Правила изготовления и установки клеток Золотухина для содержания кроликов описаны в этой публикации.
Его рекомендуемое значение указывается в характеристиках к гидроаккумулятору (обычно 1,5 атм.), но точно придерживаться этой величины не обязательно. В идеале давление воздуха в баке должно быть составлять не более 10% от давления включения насоса.
Избегайте применения дешевых китайских манометров в пластиковых корпусах, поскольку эти приборы дают большую погрешность.
Какие характеристики следует менять?
Простой блок управления имеет две изменяемые характеристики:
- Первая, давление запуска помпы (Р), это нижняя граница, при которой запускается помпа.
- Вторая, это дельта (ΔР) давления между точкой пуска и верхней отсечкой, при которой помпа останавливается.
Следует отметить особенность всех механических реле. Если перестроить нижнюю границу пуска, то верхняя граница тоже перестроится на такую же величину. Вот пример, при 1,5 атмосферах пуска и 3,0 остановки, повышая силу пуска помпы до 2,0 атм., повысится верхняя отсечка до 3,5 атм.
Однако, при перестройке дельты (ΔР), устанавливая давление отключения помпы, сила пуска помпы останется прежней.
Пример: при 1,5 атм. и 3,0 атм., ΔР равняется 1,5 атм. Уменьшив ΔР до 1,0 атм., верхняя отсечка станет 2,5 атм. Точка запуска останется прежней, 1,5 атм.
Зная эту особенность реле, при перестройке верхней отсечки помпы, достаточно регулировки ΔР, то есть выполнить 1 переделку.
А вот при перестройке нижней границы давления на пуск, поменяется верхняя отсечка остановки. Возможно, ее придется тоже откорректировать. То есть надо выполнить 2 настройки.
При изменении регулировок, следует знать, что отсечка помпы, должна быть ниже на 0,3 – 0,5 бара максимального уровня напора, который может создать помпа. Этот уровень напора обязательно написан в руководстве (инструкции) к насосу.
Например, при максимальном напоре в 55 метров, которого может достичь помпа, отсечка должна быть не выше 5,0 – 5,2 бара. Иначе помпа будет длительное время работать не выключаясь, пытаясь достигнуть максимального заданного уровня. Это приведет к ее преждевременному износу и повышенному расходу электроэнергии.
Величина ΔР влияет еще на один параметр – как часто насос будет включаться. Чем выше дельта, тем реже помпа будет запускаться, дольше прослужит.
Но слишком большую разницу устанавливать тоже не стоит, иначе помпа будет дольше качать, после прекращения разбора воды, пока не сможет поднять напор до заданного уровня. К тому же, пользоваться водой из крана, при высоком напоре, не удобно.
Ниже приведена таблица для возможных ситуаций, требующих регулировки регулятора, и какие пружины следует перенастроить:
Ситуация | Регулируемые точки | Вариант переделки |
Помпа долго работает не останавливаясь | Следует изменить верхнюю отсечку остановки помпы | 1-й: понизить ΔР (точка пуска сохранится), насос станет включаться чаще 2-й: понизить Р, отсечка тоже понизится |
Вода слабо льется из крана | Следует поднять давление пуска, сохранить давление отключения | Сжать пружину Р, ослабить пружину ΔР, вернув прежнее значение |
Сделать больше общий напор | Следует повысить давление включения | Сжать пружину Р, отсечка так же станет выше, может понадобиться ее уменьшить |
Сделать меньше общий напор | Следует снизить давление пуска | Ослабить пружину Р, верхняя отсечка так же понизится |
Насос часто запускается, надо сделать реже | Следует повысить давление отключения | Сжать пружину ΔР, не допуская превышения максимального напора (95% от напора насоса) |
Устройство реле давления воды
Гидравлическая часть расположена с тыльной стороны на гидрореле, причем выпуск может быть с резьбой наружного вида или гайкой-американкой. Второй вариант считается более удобным, так как он позволяет провести более легкий монтаж.
Можно осуществить накручивание изделия и на резьбу, что подходит не всегда. Разъемы электрической части расположены с тыльной стороны корпуса, а клеммная колодка для подключения проводов установлена под полостью крышки.
Гидрорегулятор разделен на 3части.
- Электрическую;
- Механическую;
- Гидравлическую.
К первой относят группу контактов, которые замыкаются и размыкаются, что требуется для подключения и отключения насоса. К гидравлической части относится мембрана, оказывающая воздействие на основании из металла и пружину, малого и большого вида, посредством чего регулируется давление внутри насоса, а также осуществляется включение или отключение.
Давление в гидроаккумуляторе
Понимание того, как устроен гидроаккумулятор, поможет лучше справиться с самостоятельной настройкой управляющего оборудования.
Различают два типа гидробаков: с резиновой вставкой, напоминающей грущу, или с резиновой же мембраной. Этот элемент делит емкость на две не сообщающиеся части, в одной из которых находится вода, а в другой – воздух.
Внутри гидробака находится резиновая грушевидная вставка или резиновая мембрана. Давление в гидробаке можно регулировать, подкачивая или стравливая воздух
В любом случае, работают они примерно одинаково. В бак поступает вода, а резиновая вставка давит на нее, чтобы обеспечить перемещение воды по водопроводной системе.
Поэтому в гидробаке всегда присутствует определенное давление, которое заметно изменяется в зависимости от количества воды и воздуха в баке.
Чтобы перед настройкой реле измерить давление воздуха в гидробаке, следует подключить манометр к ниппельному соединению, предусмотренному на корпусе устройства
На корпусе бака обычно имеется автомобильный ниппель. Через него можно закачать в гидробак воздух или стравить его, чтобы отрегулировать рабочее давление внутри емкости.
При выполнении подключения реле давления к насосу рекомендуется измерить текущее давление в гидробаке. Производитель по умолчанию выставляет показатель в 1,5 бар. Но на практике часть воздуха обычно уходит, и давление в емкости будет ниже.
Чтобы измерить давление в гидроаккумуляторе, используют обычный автомобильный манометр. Рекомендуется выбрать модель со шкалой, на которой проставлен самый малый шаг градации. Такой прибор позволит провести более точные измерения. Не имеет смысла замерять давление, если нет возможности учесть одну десятую часть бара.
В этом отношении имеет смысл проверить и тот манометр, которым укомплектована насосная станция промышленного производства.
Нередко изготовители экономят и устанавливают недорогие модели. Точность измерений с помощью такого прибора может вызывать сомнения. Его лучше заменить на более надежное и точное устройство.
Выбирая манометр для насосной станции или насоса с гидробаком, стоит обратить внимание на механические модели с точной шкалой градации
Механические автомобильные манометры выглядят не слишком презентабельно, однако, судя по отзывам, они значительно лучше новомодных электронных устройств. Если все же выбор сделан в пользу электронного манометра, не следует экономить. Лучше взять устройство, выпущенное надежным производителем, чем дешевую пластиковую поделку, которая точных данных не дает и может в любой момент сломаться.
Еще один важный момент – электронный манометр требует электропитания, за этим придется следить. Проверяют давление в гидробаке очень просто.
Манометр присоединяют к ниппелю и замеряют показания. Нормальным считается давление в пределах от одной до полутора атмосфер. Если давление в гидробаке слишком высокое, запас воды в нем будет меньше, но напор при этом будет просто отличным.
На этой схеме наглядно показан порядок подключения реле давления и манометра к погружному насосу и гидробаку, чтобы автоматизировать работу насосного оборудования
Следует помнить, что слишком высокое давление в системе может быть опасным. В этом случае все компоненты водопровода постоянно работают под повышенной нагрузкой, а это приводит к быстрому износу оборудования. Кроме того, чтобы поддерживать повышенное давление в системе приходится чаще подкачивать в бак воду, а значит и чаще включать насос.
Это также не слишком полезно, поскольку вероятность поломок увеличивается. При настройке системы нужна определенная уравновешенность. Например, если давление в гидроаккумуляторе слишком высокое или чрезмерно низкое, это может привести к повреждению резиновой прокладки.
Настройка реле давления
В процессе сборки насосной станции особое внимание уделяется настройке реле давления. От того, насколько правильно будут выставлены его предельные уровни, зависит удобство эксплуатации системы водоснабжения, а также сроки безаварийной службы всех составляющих устройства
На первом этапе нужно проверить давление, которое было создано в баке при изготовлении насосной станции. Обычно в заводских условиях устанавливается уровень включения в 1,5 атмосферы, а отключения – 2,5 атмосферы. Проверяют это при пустом баке и отключённой от электросети насосной станции. Рекомендуется проводить проверку автомобильным механическим манометром. Он помещается в металлическом корпусе, поэтому измерения получаются более точными, чем с использованием электронных или пластиковых манометров. На их показания могут повлиять как температура воздуха в помещении, так и уровень зарядки батареи. Желательно, чтобы предел шкалы манометра был как можно меньшим. Потому что по шкале, к примеру, в 50 атмосфер очень сложно будет точно измерить одну атмосферу.
Возможен и другой вариант – внимательно следить за давлением отключения насоса. Если оно увеличилось, это будет означать уменьшение давления воздуха в баке. Чем меньшим будет давление воздуха, тем больший запас воды может быть создан. Однако разброс давления от полностью заполненного до практически опустошённого бака получается большим, и всё это будет зависеть от предпочтений потребителя.
Выбрав желаемый режим работы, нужно установить его, стравив для этого лишний воздух, или подкачать дополнительно. Нужно иметь в виду, что не следует уменьшать давление до значения менее одной атмосферы, а также чересчур перекачивать его. Из-за малого количества воздуха резиновая ёмкость, наполненная водой внутри бака, будет касаться его стенок и протираться. А излишек воздуха не даст возможности закачивать много воды, поскольку значительную часть объёма бака будет занимать воздух.