Виды реле тепловой защиты
Существует несколько видов реле для защиты электрических двигателей от обрыва фаз и токовых перегрузок. Все они отличаются конструкционными особенностями, типом используемых МП и применением в разных моторах.
ТРП. Однополюсный коммутационный аппарат с комбинированной системой нагрева. Предназначен для защиты асинхронных трехфазных электромоторов от токовых перегрузок. Применяется ТРП в электросетях постоянного тока с базисным напряжением в условиях нормальной работы не больше 440 В. Отличается устойчивостью к вибрациям и ударам.
РТЛ. Обеспечивают двигателям защиту в таких случаях:
- при выпадении одной из трех фаз;
- асимметрии токов и перегрузок;
- затянутого пуска;
- заклинивания исполнительного механизма.
Их можно устанавливать с клеммами КРЛ отдельно от магнитных пускателей или монтировать непосредственно на ПМЛ. Устанавливаются на рейках стандартного типа, класс защиты – IP20.
РТТ. Защищают асинхронные трехфазные машины с короткозамкнутым ротором от затянутого старта механизма, длительных перегрузок и асимметрии, то есть перекоса фаз.
РТТ могут быть использованы в качестве комплектующих частей в различных схемах управления электроприводами, а также для интеграции в пускатели серии ПМА
ТРН. Двухфазные коммутаторы, которые контролируют пуск электроустановки и режим работы мотора. Практически не зависят от температуры внешней среды, имеют только систему ручного возврата контактов в начальное состояние. Их можно использовать в сетях постоянного тока.
РТИ. Электрические переключающие аппараты с постоянным, хоть и небольшим потреблением электроэнергии. Монтируются на контакторах серии КМИ. Работают вместе с предохранителями/автоматическими выключателями.
Твердотельные токовые реле. Представляют собой небольшие электронные устройства на три фазы, в конструкции которых нет подвижных частей.
Функционируют по принципу вычисления средних значений температур двигателя, осуществляя для этого постоянный мониторинг рабочего и пускового тока. Отличаются невосприимчивостью к изменениям в окружающей среде, а потому используются во взрывоопасных зонах.
РТК. Пусковые коммутаторы для контроля температуры в корпусе электрооборудования. Используются в схемах автоматики, где тепловые реле выступают в качестве комплектующих деталей.
Чтобы обеспечить надежную работу электрооборудования, релейный элемент должен обладать такими качествами, как чувствительность и быстродействие, а также селективность
Важно помнить, что ни один вид из выше рассмотренных приборов не является пригодным для защиты цепей от короткого замыкания. Устройства тепловой защиты лишь предотвращают аварийные режимы, которые возникают при нештатной работе механизма или перегрузке. Устройства тепловой защиты лишь предотвращают аварийные режимы, которые возникают при нештатной работе механизма или перегрузке
Устройства тепловой защиты лишь предотвращают аварийные режимы, которые возникают при нештатной работе механизма или перегрузке.
Электрооборудование может перегореть еще до начала срабатывания реле. Для комплексной защиты их нужно дополнять предохранителями или компактными автоматическими выключателями модульной конструкции.
Тепловая защита слабого двигателя
Предистория вопроса. Моя недавно купленная соковыжималка чуть не оказалась на грани гибели, из-за мякоти груши она всего лишь немного снизила обороты. Сколько я выслушал в свой адрес. Но виноват ли я? Производитель удешевляя продукцию не делает никакой защиты слабого электродвигателя изделия. Чтобы не допустить повторения данной ситуации, нужно защитить данный двигатель. В качестве варианта есть 2 вида защит: -токовая (когда в цепь включается токовый датчик и по нему контролируется протекающий ток), в критических режимах ток возрастает; -тепловая (контролируется температура). Дополнительная информация
Принцип действия тепловых реле основан на тепловом действии тока, нагревающего биметаллическую пластину, состоящую из двух соединённых плоскими поверхностями металлических полосок с разными коэффициентами линейного расширения. При изменении температуры из-за различного линейного расширения частей, пластина изгибается. При нагревании до определённой температуры, пластина нажимает на защёлку расцепителя и под действием пружины происходит быстрое электрическое разъединение контактов.
Решил делать вариант с тепловой защитой. Пошарив на Aliexpress я нашел следующие изделия: 1.термовыключатель
ссылка
aliexpress.com/item/AC-125V-250V-5A-Air-Compressor-Circuit-Breaker-Overload-Protector-Protection-DC-12V-24V-32V-50V/32295157899.html
2.термовыключатель
ссылка
aliexpress.com/item/5Pcs-lot-40C-Degree-Celsius-104F-NO-Normal-Open-Thermostat-Thermal-Protector-Thermostat-temperature-control-switch/32369022941.html
3.термовыключатель
ссылка
https://www.aliexpress.com/item/Free-Shipping-KSD301-85-Celsius-Normal-Close-NC-Temperature-Controlled-Switch-Thermostat-250V-10A/32380428013.html
По пункту 1, друзья из Китая прислали вместо 5А целых 10А. Но решено было всеж испытать и это.
Нагрузив китайское изделие 17Амперной нагрузкой, мы ждали когда наконец сработает защита, но чуть не сработал автомат защиты лаборатории и через 20 секунд эксперимент был завершен. После выигранного спора штучка была разобрана. Ну что сказать 2 биметалические пластины, наверно все вполне работоспособно, нужно было только достаточное время.
Перехожу к пунктам 2 и 3.
Прозвонка мегометром на 1000v напряжении показало, что изоляция отличная больше 2000МОм. Для проверки на сработку запасаюсь кострюлей воды. Вода закипает при нормальном давлении при 100 градусах.Нам надо проверить 95,85 и 80. Термовыключатели 2 работают отлично срабатываю при близких температурах и размыкаются через 3 градуса.Вот такой гистерезис. Срабатывают тоже быстро 3с и готово. Термовыключатель 3 надо греть дольше не менее 10 с, но тоже срабатывает при близких температурах, остывает дольше, отпускает при остывании на 3 градуса, но остывает дольше.
Доработка Решил ставить термовыключатель 2 на 80 градусов. Наверно это лучший вариант с учетом тепловой инерции и плоховатой теплопередачи через лак. Ставим на статорную обмотку двигателя. Разбираем соковыжималку и видим
чудеса китайских технологий, целый бутерброд из контактов и пластмассового термопредохранителя на 105 градусов. Разбираем это добро
Делаем свой бутерброд, уже со своим дополнительным датчиком, обернутым в терморезину.
Пока ставлю светодиод сигнализатор о перегреве
Схема подключения
Получилось
Пока так, но в дальнейшем, после приобретения необходимого, буду делать защитное отключение.Схема
Так можно доработать любой слабосильный электродвигатель, который может подгореть из-за повышенной нагрузки.
Все. Выслушиваю ваши коментарии.
Выбор оптимального терморегулятора
Лучшим вариантом, конечно, будет регулятор, входящий в комплект котла, однако, часто случается, что его параметры не соответствуют предъявляемым условиям. В огромном ассортименте моделей и цен, где представлены модели от простейших механических до систем, работающих через компьютер, трудно сделать правильный выбор.
По функционалу для домашней автоматизации отлично подойдёт термореле kit bm4022. С его помощью можно контролировать и регулировать температуру не только воздуха в помещении, но и теплоносителя в системе отопления, если использовать выносной датчик. Возможен вариант включения вентилятора для охлаждения какого-либо объекта, если он нагрелся до установленной температуры. Возможность регулировки порога срабатывания в диапазоне от 0 до 150° C позволяет поддерживать температуру на заданном уровне. Мощное электромагнитное реле может напрямую управлять нагревательными приборами мощностью до 2 кВт. При покупке возможен подбор комплектации под определённые требования.
Причины перегрева двигателя
Нагрев может быть спровоцирован самыми разными факторами. Чаще всего виной тому:
- Эксплуатация в недопустимом режиме. Устройство не должно долгое время работать при повышенной нагрузке, а также подвергаться механическим воздействиям (удары, резкие толчки, вибрация) – от этого нарушается целостность.
- Коррозия, вызванная резкими и частыми перепадами температур и повышенной влажностью. Уменьшение зазора между элементами из-за ржавчины приводит к тому, что электродвигатель не набирает обороты и греется.
- Несоблюдение правил хранения, монтажа и транспортировки. Следует четко следовать инструкциям, приведенным в паспорте.
- Повреждение изоляции обмотки. Оно может произойти при попадании под корпус инородных частиц или при небрежной транспортировке. Последствия бывают разные – локальные короткие замыкания, деформация вала, неравномерное вращение ротора, и как итог – перегрев.
- Эксплуатация при повышенном или пониженном напряжении в сети. Пытаясь найти ответ на вопрос: почему греется электродвигатель 3-хфазный, проверьте проводку и состояние розеток.
- Засорение вентиляционных каналов. Чтобы этого избежать, достаточно регулярно проводить техосмотр и чистку двигателя.
- Постоянная слишком высокая/низкая температура в помещении, где функционирует двигатель.
- Разрушение подшипника. Признаки данной неисправности – неподвижность или плохое прокручивание ротора при включении устройства, полное заклинивание ротора и статора и нагрев корпуса.
Метки
5АЗМВ
DIALux
Ex
PLC
Аттестация
Боты диэлектрические
Взрывобезопасность
Галоши
Двухсторонний выключатель
Заземление
Изолированный инструмент
Инструктаж
Испытания
Кабель
Клещи изолирующие
Ковры резиновые
Контактор
Лестницы
Оперативные переговоры
Оперативный журнал
Освещение
ПРА
Перчатки диэлектрические
Проверка знаний по электробезопасности
Прогрузка ТРН
Ревизия контактов
Ремонт ПМЕ
СИЗ
СТДП
Тепловое реле ТРН
УЗО
Указатель напряжения
Фото АД 5000 кВт
Штанга изолирующая
Электробезопасность
Электродвигатель
Электроизмерительные клещи
Энергосбережение
виды ремонтов
график ППР
двухстороннее управление освещением
кабельная муфта
настройка ТРН
прием в эксплуатацию
трансформаторы
Подсоединение, регулировка и обозначение ТР
Устанавливать реле электротепловое нужно с магнитным пускателем, который соединяет и запускает двигатель. В качестве самостоятельного прибора устройство ставится на дин-рейку или монтажную панель.
Схема подключения аппарата
Схемы подключения пускателей с тепловыми видами реле зависят от типа прибора:
- Последовательное подключение с обмоткой мотора или катушкой пускателя на нормально разомкнутый контакт (НЗ). Элемент работает, если его подключить к клавише остановки. Система применяется при необходимости оснащения двигателя защитой сигнализацией. Реле ставится после пускательных контакторов, но перед мотором, потом подсоединяется контакт НЗ.
- Разрыв нуля пускателя нормально замкнутым контактом. Схема удобна и практична – ноль можно подключить на контакт ТР, от второго контакта подкидывается перемычка к катушке пускателя. В момент срабатывания реле происходит разрыв нуля и обесточивания пускателя.
- Реверсивная схема. В цепи управления находится нормально замкнутый и три силовых контакта. Электродвигатель запитывается через последние. При активации защитного режима происходит обесточивание пускателя и остановка мотора.
Порядок регулировки
SAMSUNG CSC
Настройка прибора производится на специализированных стендах с маломощным нагрузочным трансформатором. Нагревательные узлы подключаются на его вторичные механизмы, а напряжение управляется с помощью автотрансформатора. Токовый предел нагрузки регулируется амперметром, подсоединенным через вторичную цепь.
Проверка производится так:
- Поворот трансформаторной рукоятки в нулевое положение с подачей напряжения. Затем выбирают ток нагрузки ручкой и проверяют время срабатывания реле с момента погасания лампы секундомером. Норма – 140-150 сек при токе 1,5 А.
- Настройка токового номинала. Производится, когда токовый номинал нагревателя не совпадает с номиналом мотора. Предел регулировки – 0,75 – 1,25 от номинала нагревателя.
- Настройка токовой уставки.
Для последнего действия потребуется произвести расчет:
- определить поправку на номинальный ток без компенсации температуры по формуле ±Е1 = (Iном-Iо)/СIо. Iо – ток нулевой уставки, С — цена деления эксцентрика (С = 0,05 для открытых моделей и С = 0,055 – для закрытых);
- вычислить поправку с учетом температуры окружающей среды E2=(t – 30)/10, где t — температура;
- рассчитать суммарную поправку, сложив полученные величины;
- округлить результат в большую или меньшую сторону, перевести эксцентрик.
Ручная регулировка
Отрегулировать тепловое реле можно вручную. Величина тока срабатывания может устанавливаться в диапазоне от 20 до 30 % от номинала. Пользователю понадобится плавно перемещать рычаг для изменения изгиба биметаллической пластины. Ток срабатывания также регулируется после замены термического узла.
Современные коммутаторы оснащаются тестовой кнопкой для поиска поломки без задействования стенда. Используя клавишу сброса, можно обнулять настройки в автоматическом или ручном режиме. Для отслеживания состояния прибора используется индикатор.
Монтаж термореле
Рассмотрим на примере подключения к обогревателю. Подключение инфракрасного обогревателя ничем не отличается от подключения других обогревательных приборов. То есть, вам потребуется отвести под него отдельную линию и установить индивидуальный автомат в щитке. Получается, что вы также будете использовать фазный и нейтральный провод. Далее подбираем место для термостата. Он должен находиться между автоматом и обогревателем.
Любой терморегулятор имеет четыре клеммы: по две («ноль» и «фаза») на входе и столько же на выходе («плюс» и «минус»). При подключении одного обогревателя, к клеммам терморегулятора должны подходить два провода на входе (из щитка) и столько же на выходе, подключаемые к обогревателю. Все сделано согласно принципам последовательного подключения.Если же планируется подсоединить к термостату еще один прибор, то к клеммам регулятора подводят уже по четыре проводка (два на «ноль» и два «на фазу»). В этом случае, вы будете иметь дело с параллельным подключением. Далее проводки запитываются на обогреватели последовательным методом подключения. Случается, что владельцы подключают приборы, минуя «0», но дальше это может привести к неправильной работе терморегулятора.
Подключение сразу нескольких отопительных панелей потребует от вас следующих действий:
Регулятор температур необходимо подключить к автомату, находящемуся в щитке.
Клеммы выхода соединяются с магнитным пускателем.
К обогревателю подсоединяют только контакты пускателя.
Этот вариант подключения идеально подойдет для промышленных отопительных приборов или собранных в одном помещении обогревателей.
Не забудьте в процессе подключения сделать соответствующее заземление, что обезопасит вас и ваших близких от различных неприятностей.
Провод для этого подбирается индивидуально, особое внимание следует уделить сечению кабеля и его небольшой сопротивляемости. Как видите, подключение терморегуляторов — нелегкая задача. Нужно обладать специальными знаниями и навыками
Поэтому если у вас возникают сомнения по поводу того, что вы сможете все сделать самостоятельно, лучше вызовите мастера и доверьте эту работу ему
Нужно обладать специальными знаниями и навыками. Поэтому если у вас возникают сомнения по поводу того, что вы сможете все сделать самостоятельно, лучше вызовите мастера и доверьте эту работу ему
Как видите, подключение терморегуляторов — нелегкая задача. Нужно обладать специальными знаниями и навыками. Поэтому если у вас возникают сомнения по поводу того, что вы сможете все сделать самостоятельно, лучше вызовите мастера и доверьте эту работу ему.
https://youtube.com/watch?v=7zawy4RrxBI
Правила монтажа термореле
Правила монтажа зависят от того, где находится термодатчик регулятора.
Если он встроен в управляющую панель, ее нужно монтировать сообразно вполне понятным ограничениям:
Высота над уровнем пола — не меньше 80 сантиметров. Близко к полу температура заметно ниже. Особенно при открытой форточке или двери в прихожую.
Вне восходящих потоков воздуха от любых отопительных приборов и вообще греющихся конструкций. Тепло от задней панели холодильника будет влиять на калибровку датчика не хуже радиатора.
Прямые солнечные лучи тоже повлияют на работу прибора. Разместите панель с датчиком в тени.
Наконец, неразумным будет располагать панель электронного регулятора там, где стену часто задевают проходящие рядом обитатели дома.
Если терморегулятор использует выносной датчик — все пункты, кроме последнего, будут относиться именно к расположению датчика. Панель монтируется там, где вам удобно.
Эта простая схема термореле, выполненная всего на двух транзисторах, может быть использована как сигнализатор повышения температуры или как регулятор температуры ( например, включать вентилятор для охлаждения какого-либо контролируемого объекта).
Классификация твердотельных реле
Сферы применения реле разнообразны, поэтому и их конструктивные особенности могут сильно отличаться, в зависимости от потребностей конкретной автоматической схемы. Классифицируют ТТР по количеству подключенных фаз, виду рабочего тока, конструктивным особенностям и типу схемы управления.
По количеству подключенных фаз
Твердотельные реле используются как в составе домашних приборов, так и в промышленной автоматике с рабочим напряжением 380 В.
Поэтому эти полупроводниковые устройства, в зависимости от количества фаз, разделяются на:
- однофазные;
- трехфазные.
Однофазные ТТР позволяют работать с токами 10-100 или 100-500 А. Их управление производится с помощью аналогового сигнала.
К трехфазному реле рекомендуется подключать провода различных цветов, чтобы при монтаже оборудования можно было правильно их присоединить
Трехфазные твердотельные реле способны пропускать ток в диапазоне 10-120 А. Их устройство предполагает реверсивный принцип функционирования, который обеспечивает надежность регуляции одновременно нескольких электрических цепей.
Часто трехфазные ТТР используются для обеспечения работы асинхронного двигателя. В его электросхему управления обязательно включаются быстрые предохранители из-за высоких пусковых токов.
По виду рабочего тока
Твердотельные реле нельзя настроить или перепрограммировать, поэтому они могут нормально работать только при определенном диапазоне электропараметров сети.
В зависимости от потребностей ТТР могут управляться электроцепями с двумя видами тока:
- постоянным;
- переменным.
Аналогично можно классифицировать ТТР и по виду напряжения активной нагрузки. Большинство реле в бытовых приборах работают с переменными параметрами.
Постоянный ток не используется в качестве основного источника электроэнергии ни в одной стране мира, поэтому реле такого типа имеют узкую сферу применения
Устройства с постоянным управляющим током характеризуются высокой надежностью и используют для регуляции напряжение 3-32 В. Они выдерживают широкий диапазон температур (-30..+70°С) без значительного изменения характеристик.
Реле, регулирующиеся переменным током, имеют управляющее напряжение 3-32 В или 70-280 В. Они отличаются низкими электромагнитными помехами и высокой скоростью срабатывания.
По конструктивным особенностям
Твердотельные реле часто устанавливают в общий электрощит квартиры, поэтому многие модели имеют монтажную колодку для крепления на DIN-рейку.
Кроме того, существуют специальные радиаторы, располагающиеся между ТТР и опорной поверхностью. Они позволяют охлаждать прибор при высоких нагрузках, сохраняя его рабочие характеристики.
Реле крепиться на DIN-рейку преимущественно через специальный кронштейн, который имеет и дополнительную функцию – отводит излишки тепла при работе прибора
Между реле и радиатором рекомендуется наносить слой термопасты, который увеличивает площадь соприкосновения и увеличивает теплоотдачу. Существуют и ТТР, предназначенные для крепления к стене обычными шурупами.
По типу схемы управления
Не всегда принцип работы регулируемой реле техники требует его мгновенного срабатывания.
Поэтому производители разработали несколько схем управления ТТР, которые используются в различных сферах:
- Контроль «через ноль». Такой вариант управления твердотельным реле предполагает срабатывание только при значении напряжения, равном 0. Используется в устройствах с емкостной, резистивной (нагреватели) и слабой индуктивной (трансформаторы) нагрузкой.
- Мгновенное. Используется при необходимости резкого срабатывания реле при подаче управляющего сигнала.
- Фазовое. Предполагает регулирование выходного напряжения методом изменения параметров управляющего тока. Применяется для плавного изменения степени нагрева или освещения.
Твердотельные реле различаются и по многим другим, менее значимым, параметрам
Поэтому при покупке ТТР важно разобраться в схеме работы подключаемой техники, чтобы приобрести максимально соответствующее ей регулировочное устройство
Обязательно должен быть предусмотрен запас мощности, потому что реле имеет эксплуатационный ресурс, который быстро расходуется при частых перегрузках.
Как подобрать автоматический выключатель для двигателя
Правильный подбор автоматического выключателя для защити электродвигателя имеет огромное значение для оборудования. Надежность работы, защита двигателя от аварийных режимов работы и проводки напрямую зависит от подбора автоматического выключателя.
В этой статье наведем условия выбора автоматического выключателя для защиты электродвигателя. Для того чтобы выбрать автоматический выключатель необходимо знать:
— номинальный ток двигателя;
— кратность пускового тока к номинальному;
— максимально допустимый ток электропроводки.
Номинальный ток двигателя – это ток который имеет электродвигатель во время работы при номинальной мощности. Он указывается на паспорте электродвигателе или берется с таблиц паспортных данных электродвигателей.
Кратность пускового тока к номинальному – это соотношение пускового ток который возникает в электродвигателе во время пуска к номинальному. Он тоже указывается на паспорте электродвигателя или в таблицах электродвигателей.
Максимально допустимый ток электропроводки – это допустимый ток, который может проходить по проводу, кабеля, что подключен к электродвигателю.
Условия для правильного выбора автоматического выключателя для защиты электродвигателя:
— номинальный ток автоматического выключателя должен бить больше или равен номинальному току электродвигателя. Например: ток электродвигателя АИР112М4У2 Ін. дв. =11,4А выбираем автоматический выключатель ВА51Г2534 на номинальный ток Ін. = 25А и ток расцепителя Ін..рас. = 12.5А.
После этого проверим автоматический выключатель на не срабатывания при пуске электродвигателя используя условие :
Iу.е.>kзап. · kр.у ·kр.п. ·Iн.дв ·kі
Обратите внимание
где Kзап . — коэффициент запаса, который учитывает колебания напряжения, Kзап . = 1,1 ;
kр.у — коэффициент, который учитывает неточность вставки по току срабатывания электромагнитного расцепителя автоматического выключателя , Kр.у = 1,2 ;
kр.п. — коэффициент, который учитывает возможное отклонение пускового тока от его номинального, kр.п. = 1,2 ;
K і — каталожная кратность пускового тока электродвигателя;
Iн.дв — номинальный ток двигателя , А.
Iу.е = 14 · Iн.рос = 14 · 12,5 = 175А
З таблицы электродвигателей находим K і = 7,0 для электродвигателя АИР112М4У2.
Подставляем в условие и определяем
175А > 1,1·1,2·1,2·7,0·11,4
175А > 126,4А
Условие выполнилось, следовательно, автоматический выключатель не сработает при запуске двигателя.
— номинальный ток автоматического выключателя должен быть меньше предельно допустимого тока кабеля которым питается электродвигатель. Например: подключение сделано кабелем АВРГ (3х2,5) который имеет допустимый ток Iдоп =27А. Для водного автомата для защиты электродвигателя условие выполняется потому, что Iдоп =27А > Ін. = 25А .
В этой статье вы узнали как правильно, используя условия выбора правильно подобрать автоматический выключатель для защиты электродвигателя.