В каких случая не нужно снимать кондиционер
В зависимости от того, каких масштабов будет ремонт, и насколько плотно прилегает корпус к стене, существует несколько вариантов решения поставленной задачи.
1 случай. Допустим, мы запланировали переклейку обоев, к тому же зазор между стеной и блоком позволяет сделать это аккуратно. Тогда демонтировать блок не будет никакого смысла (лишние деньги на ветер). Здесь можно «отщелкнуть» внутренний блок от пластины и, не отсоединяя коммуникаций, поклеить обои.
2 случай. Если во время ремонта будет проводиться штукатурка и выравнивание стен, то потребуется демонтаж внутреннего блока
Важно чтобы, после окончания ремонтных работ длины коммуникаций хватило для установки блока обратно. В процессе ремонта можно спрятать «трассу» в стену (заштробить и зашпаклевать)
Подробнее о снятии только внутреннего блока читайте здесь.
3 случай. Бывают ситуации, когда внутренний блок приходится снимать вместе с трассой. Связано это может быть со следующими причинами:
- если планируется «обнижение» потолка (отверстие через стену будет ниже);
- если гайки подсоединения трассы к внутреннему блоку находятся внутри стены (особенности или ошибки монтажа);
- чтобы не допустить соединения гаек внутри стены после ремонта;
- чтобы переместить внутренний блок.
В этих ситуациях необходим демонтаж кондиционера. Как возможно демонтировать сплит-систему читайте в данной статье.
Как снять внутренний блок с монтажной пластины
С тем, как снять компрессор кондиционера и сам наружный блок своими руками со стены, все понятно. Осталось разобраться с тем, как демонтировать внутренний модуль. Этот процесс проходит тоже в несколько этапов:
- Снимают защитную крышку с корпуса;
- Откручивают крепежные элементы;
- Отсоединяют все связующие коммуникации: фреоновую магистраль, электрические межблочные кабеля, дренажный трубопровод. Предварительно отключают питание;
- Блок снимают с пластины, раскрыв защелки креплений;
- Откручивают монтажную пластину и демонтируют пластиковый провод с оставшимися медными трубками.
При снятии внутреннего блока кондиционера со стены необходимо соблюдать предельную осторожность, чтобы не повредить крепежные защелки, удерживающие модуль на монтажной пластине. Упаковывают комнатный модуль в плотную картонную коробки, обложив его пенопластом и обернув мягкой пузырчатой пленкой
Испарительный блок можно перевозить в любом положении в отличие от ККБ
Упаковывают комнатный модуль в плотную картонную коробки, обложив его пенопластом и обернув мягкой пузырчатой пленкой. Испарительный блок можно перевозить в любом положении в отличие от ККБ.
Если требуется замена или очистка какого-либо элемента внутреннего блока кондиционера, то может также потребоваться его снятие со стены или частичный разбор на составляющие. Выглядит это следующим образом:
- Снимают лицевую панель и промывают ее обратную сторону струей воды с чистящим средством или мылом;
- Снимают направляющие пластины воздушного потока, достав их аккуратно из пазов. На некоторых моделях есть специальные защелки для этого;
- Откручивают саморезы, аккуратно тянут нижнюю защитную часть на себя и чуть приподнимают ее верх, затем снимают ее с защелок;
- Отключают питающий провод и дренаж;
- Отсоединяют межблочные провода с соответствующих клемм, предварительно записав их расположение;
- Снимают лоток со шлангом. У некоторых моделей он может быть стационарным, тогда его немного опускают;
- Теперь снимают тангенциальный вентилятор, приподняв вверх испарительный теплообменник.
Все элементы промываются водой с чистящим средством. Можно воспользоваться парогенератором для более тщательной очистки. Когда детали обсохли, их закрепляют в обратном порядке на места.
Если требуется демонтировать плату управления, то сначала снимают защитную крышку с электронного блока, отсоединяют все провода (разъемы датчиков индикаторной панели, привода воздушных заслонок). После откручивают плату с крепежных элементов с помощью отвертки или просто отсоединяют ее от защелок.
Когда внутренний блок не демонтируют, а разбирают, нет необходимости в обрезании фреоновой магистрали.
Моноблочные системы демонтируются практически также. Единственное отличие – немного другие принципиальная электрическая схема и патрубки с рабочей жидкостью.
Снятие внутреннего блока
После того, как демонтирован внешний блок, необходимо произвести демонтаж внутреннего (размещённого в помещении) блока кондиционера. Проблем с ним меньше, так как нет необходимости работать даже на небольшой высоте, но определённый порядок демонтажа и дополнительные хитрости присутствуют.
Не стоит расслабляться и думать, что достаточно открутить несколько гаек, снять внутренний блок, и отправить на новое место. Основная хитрость заключается в желании производителей кондиционеров сделать максимально недоступным процесс снятия устройства для мастеров. Именно поэтому, на каждом внутреннем блоке предусмотрена система защёлок, с помощью которой он крепится к стене. Работать с такими креплениями можно только с помощью специального инструмента, но нет безвыходных ситуаций, и вполне можно подобрать что-то более простое.
Две отвёртки помогут быстро справиться с защёлками
Ещё один совет: при снятии блока, лучше всего иметь не одного помощника, а двух. Обусловлено это тем, что внутренний блок достаточно громоздкий и тяжёлый, и один человек может просто не справиться.
Два наиболее распространённых варианта снятия внутреннего блока:
- Самая простая конструкция иногда бывает самой сложной, именно поэтому производители сплит-систем стараются спрятать защёлки под крышкой испарителя. Болты крышки расположены вовнутрь, поэтому для их откручивания потребуется специальная короткая бита в виде фигурной отвёртки и головка с трещоткой.
- Помимо крепления крышки испарителя, сами защёлки стараются сделать внутренними. При отсутствии специального инструмента, можно воспользоваться двумя плоскими отвёртками и просунуть их между кронштейном и стеной. Теперь достаточно немного надавить (слишком усердствовать не стоит, снимаются они без усилий), и помощник может спокойно снимать внутренний блок.
Снятие внутреннего блока с помощником
Существует одно обстоятельство, которое может существенно помешать работе – это наличие большого количества испарительных трубок, и обычно они размещены возле кронштейнов крепления. Поэтому работая с кронштейнами, следует быть максимально осторожным, чтобы не повредить их.
Целесообразность самостоятельного демонтажа
Решая, кому поручить эту непростую работу, стоит сначала оценить, насколько велика готовность выложить весьма крупную сумму за выполнение, казалось бы, не таких уж сложных действий. Изучив ценник, окажется, что снять бытовое устройство со стены обойдется в сумму до 4 000 рублей.
Если речь идет о полупромышленных помещениях, то демонтаж кондиционеров будет стоить до 10 000 рублей, а разобрать крепление канального или кассетного оборудования – на порядок дороже. Такая стоимость работ обусловлена мощностью техники, исходя из этого, получается, что 1 Вт обходится приблизительно в 1 руб.
В таких условиях велик соблазн отказаться от приглашения профессионалов и самостоятельно заняться разборкой конструкции.
Демонтаж кондиционеров своими руками подразумевает произведение тех же работ, которые выполняют профессиональные ремонтники, используя при этом специальное оборудование и инструмент. Приобретение манометрического коллектора для разборки соединительных трасс между наружным и внутренним блоками без утечки хладагента просто необходимо. Однако стоит такая техника практически столько же, сколько и вызов мастера, что заставляет задуматься о том, что целесообразней.
Необходимый инвентарь
Вам понадобится следующий инструментарий:
- шуруповёрт и набор бит для него;
- устройство вакуумирования и заправки фреоном, баллон со сжатым хладагентом;
- бокорезы и пассатижи;
- пара разводных ключей (на 20 и 30 мм);
- пара накидных или рожковых ключей (номинал зависит от используемых гаек);
- плоская и фигурная отвёртки;
- набор шестигранников;
- изолента или скотч;
- набор головок под ключи;
- струбцина или мини-тиски;
- монтажный нож.
Если кондиционер на первом этаже – со стремянки или облегчённого «трансформера» вы легко достанете до наружного блока. Демонтаж кондиционера на втором этаже может потребовать трёхсекционной раздвижной лестницы. Для третьего и более высоких этажей арендуется автокран. Подъём выше 5-го этажа может потребовать специальный наружный подъёмник, используемый строителями, или услуги промышленных альпинистов. Демонтаж наружного блока, если требуется сохранение фреона, не выполняется по частям. Разъединять компрессор и холодильный контур нельзя. Чтобы снять наружный блок безразборно, требуется помощь напарника: мощная сплит-система весит порядка 20 кг.
Как устроен кондиционер?
Принцип работы кондиционера известен: компрессор наружного блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор наружного блока, затем жидкий хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется.
Устройство кулачкового вакуумного насоса
Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких тяжелых условиях, он должен представлять собой достаточно сложный агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах используются кулачковые вакуумные насосы. Его сердце – два или три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; нужная герметичность и одностороннее действие обеспечиваются исключительно за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст нужной производительности при таких перепадах температуры и давления.
Теперь понятно, почему насос так уязвим: малейшая царапина от пылинки, ледышки или кусочка окиси с труб – и кондиционер будет тратить электричество на то, чтобы попусту перемешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (примерно) при давлении в доли атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон исключительно текуч.
Именно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед заполнением системы откачиваются до вакуума, чтобы удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая быстро выведет кондиционер из строя.
Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при этом факторы риска.
Демонтаж кондиционера своими руками
Давайте разберем некоторые особенности этого процесса, а затем узнаем последовательность действий. Что надо учитывать для кондиционеров без зимних опций:
- При положительной температуре на улице необходимо будет включать кондиционер на охлаждение и дожидаться, когда включится компрессор, и пойдет холод из внутреннего блока. Нужно чтобы температура в комнате была достаточной для включения кондиционера. Подробнее читайте здесь ;
- Если требуется демонтировать кондиционер при отрицательной температуре, то можем обойтись без его включения (использовать кондиционер при низких температурах не допускается). В этом случае просто перекрываем сервисные краны, затем стравливаем остаток фреона из «трассы». При отрицательных температурах основная часть фреона конденсируется во внешнем блоке, и его потеря будет не столь значительна.
Для демонтажа кондиционера своими руками потребуется: манометрический коллектор, набор шестигранников, отвертка крестовая, разводной ключ, нож.
1. Подключаем манометры к сервисному разъему внешнего блока (толстая трубка). Откручиваем крышку (если она установлена) и заглушки кранов (но не гайки трубок).
Внимание! Прикручивать манометры нужно быстро и до конца. т.к. при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками
Фреоном можно получить ожог!
при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками. Фреоном можно получить ожог!
2. Затем включаем кондиционер на охлаждение. Ждем, когда включится компрессор и давление в контуре поднимется.
3. Если температура на улице отрицательная — просто закрываем краны. При положительной температуре следуем данной инструкции. Действия необходимо осуществить при работающем компрессоре быстро и правильно (сначала подробно изучить).
шестигранником начинаем закрывать кран жидкостной трубки (тонкой) до конца. После чего давление начинает опускаться до 0 bar (на это уходит примерно 5-15 секунд) (смотрим на манометр).
как только давление пересекло отметку 0 bar на манометре – быстро (но аккуратно) закрываем кран газовой трубки (толстой) до конца. И сразу (в течение 5 секунд) выключаем кондиционер с пульта (может потребоваться помощь напарника). Всё – теперь фреон во внешнем блоке.
При закручивании кранов их не надо сильно затягивать .
4. Отключаем «питание» кондиционера.
5. Снимаем манометры. Откручиваем гайки трубок у внешнего блока. При этом будет стравливаться остаток фреона из внутреннего блока.
Важно! сразу заклеиваем штуцеры и концы трубок, во избежание попадание малейшей пыли
6. Откручиваем верхнюю крышку наружного блока. Записываем, как подключены межблочные провода к внешнему блоку. Отсоединяем их. А также отключаем кабель «питания» и другие дополнительные провода (если таковые имеются).
7. Далее можем откручивать внешний блок от кронштейнов и снимать его. Если требуется – снимаем кронштейны.
8. Аккуратно выпрямляем трассу и освобождаем отверстие. Здесь, вероятно, придется обрезать концы трубок, чтобы снять гайки (сразу не забываем заклеить). Термофлекс и дренаж также можно срезать. Скотчем стягиваем «трассу». На фото ниже идет провод «питания» к внутреннему блоку. Снаружи всё готово.
9. Далее отщелкиваем внутренний блок от нижних клипс. Конструкции бывают различные. Как это делать читайте в следующей статье.
10. Снимаем (вверх) с пластины внутренний блок. И вытаскиваем блок вместе с трассой. Здесь потребуется помощь напарника.
11. Откручиваем пластину. Отверстие можем запенить.
12. Пульт и пластину прикрепляем к внутреннему блоку, чтобы впоследствии не потерять.
О способах и трудностях демонтажа своими руками
Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров — моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.
Демонтаж мобильной версии заключается в отсоединении воздуховода
Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент — фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:
- Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
- Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
- Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре — это быстрая «смерть» компрессора.
- При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
- Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
- Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
- Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.
Сплит-система состоит из двух секций и коммуникаций между ними
Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:
- простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
- с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
- с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.
Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.
Последствия неправильного демонтажа
Приведём ряд вероятных последствий при некорректном демонтировании системы кондиционирования вручную:
- Потеря герметичности охладительного контура и утечка фреона. Устранение этой неприятной ситуации потребует значительных финансовых вложений.
- Засорение внутреннего контура системы пылью, проникновение внутрь влаги. Эти обстоятельства особенно воздействуют на функционирование компрессора, и на работу кондиционера в общем. Поэтому, нельзя выполнять снятие изделия в дождливую и снежную погоду.
- Падение тяжёлого внешнего блока с высоты. Даже если изделие упадёт с небольшой высоты, в большей части случаев это приведёт к его поломке и замене.
- Механическое повреждение поверхности внешнего модуля и других элементов, которое способно вызвать разгерметизацию контура. Даже малейшая трещина может вызвать утечку газа, и попадание внутрь пыли и влаги.
Посмотрите видео о том, как снять кондиционер
Этапы демонтажа
Сохранение фреона поможет снизить стоимость повторного монтажа кондиционера на новом месте, где он впоследствии и продолжит работу. Правильная перекачка фреона – без потерь, о чём и сообщает инструкция по эксплуатации. Фреон разрушает озоновый слой земной атмосферы и сам по себе является парниковым газом. Да и перезаправка кондиционера на 2019 г. новым фреоном, когда вы потеряли старый, обойдётся в несколько тысяч рублей.
Освобождение контура системы от хладагента
Обязательно перекачайте фреон в наружный блок. Это делается следующим образом.
- Запустите «холодный» режим работы.
- Выберите с помощью пульта нижний температурный предел, например, 17 градусов. Это позволит внутреннему блоку быстрее перекачать фреон в наружный. Дождитесь, пока не подует холодом.
- Выкрутите бронзовые заглушки, закрывающие вентили трубок «трассы».
- Закройте вентиль между уличным блоком и тонкой трубой. У кондиционеров, выпущенных за последние несколько лет, задвижки крутятся с помощью шестигранных ключей.
- Подключите к отводу большей задвижки манометр.
- Подождите несколько минут, чтобы фреон весь ушёл в контур уличного блока. Процесс перекачки фреона удобно отследить с помощью стрелки, которая должна дойти до нулевой отметки манометра.
- Дождитесь, пока не подует тёплым воздухом, и закройте вентиль на толстой трубке. Отключите кондиционер. О его выключении свидетельствуют горизонтальные и/или вертикальные жалюзи, закрывающиеся автоматически после остановки обоих блоков.
- Навинтите обратно заглушки на вентили. Так вы обезопасите внешний блок от проникновения внутрь посторонних частиц, мешающих его работе. Если отдельные заглушки отсутствуют – замотайте эти отверстия изолентой.
Если вытащить трубки из стены нельзя, то перекусите с помощью бокорезов медные трубки на расстоянии в 20 см от штуцеров, сплющите и загните образовавшиеся концы.
Отключение электрических цепей
Снятие электрики и трубопроводов производится по следующей схеме.
- Корпус внутреннего блока снимается. Отсоединяются и вынимаются электропровода.
- Отключается и снимается дренажный шланг.
- Откручиваются и снимаются фреонопроводы.
После этого внутренний блок легко сдвинуть и снять. Внешний блок разбирается ещё проще, но в такой же последовательности.
- Отключите кабели электропитания. Перемаркируйте их – это позволит вам при повторной установке сплит-системы быстро, за пару минут подключить их к соответствующим клеммам.
- Отвинтите трубку меньшего диаметра от штуцера. Аналогично снимите с другого штуцера трубку большего диаметра.
- Отключите дренаж и слейте воду, не удалённую при работе кондиционера в режиме продувания.
Съём внутреннего и внешнего модулей
Для съёма внутреннего блока сделайте следующее.
- Определите места защёлок и замков корпуса, аккуратно отщёлкните их. Для этого используйте особый съёмник, рассчитанный именно под защёлки и замки. Плоские отвёртки (даже с тонким остриём), ножи и монтажные лопатки, которыми, например, снимают резину с колёс велосипеда, могут сломать эти замки. Действуйте крайне аккуратно.
- Ориентируясь по стрелкам на корпусе, отвинтите саморезы, удерживающие внутренний блок на монтажной пластине.
- Освободив корпус от нижних креплений, отодвиньте его нижний край от стены. Пока не снимайте его полностью.
- Снимите электрокабель, питающий внутренний блок. Для этого демонтируйте крышку клеммника, освободите концы кабеля и вытащите его за пределы внутреннего блока.
- Отключите сливной шланг. На вас может вылиться до стакана воды – заранее подставьте стакан или кружку.
- Снимите термоизолятор и открутите со штуцеров фреонные трубки. Сразу же заглушите штуцеры, чтобы во фреонопроводы внутреннего блока не попала пыль и влага из воздуха.
- Приподнимите внешний блок вверх. Снимите его с удерживающей пластины.
- Отставьте блок в сторону. Снимите саму монтажную пластину.
Внутренний блок снят. Для снятия внешнего блока сделайте следующее.
- Снимите монтажную крышку сбоку, отсоедините электропровода от кондиционера и вытащите их из клеммника. Завинтите винты клемм и закройте эту крышку.
- Отключите дренажный шланг, сливающий конденсат из наружного блока на улицу.
- Снимите фреонопроводы аналогично, как и на внутреннем блоке. Отодвиньте их в сторону.
- Выкрутите болты на кронштейнах, удерживающих внешний блок. Снимите сам блок с этих креплений.
- Выкрутите болты, удерживающие кронштейны в стене. Снимите с нее крепления.
- Вытяните из отверстий в стене «трассу» и электрокабели.
Демонтаж внутреннего блока
Неопытному специалисту покажется процедура снятия достаточно простой: открепить от стены и выдернуть трубки. На самом же деле, чтобы правильно снять внутренний блок, надо соблюдать основную последовательность действий и рекомендации:
- Внутренний блок сплит системы крепится на специальной системе защелок. Устройство любого кондиционера снабжено защитой от снятия защелок. Производители ставят охранную систему потому, что на верхних частях защелок находится блок для испарения. Любое внешнее колебание этого блока приводит к поломке прибора. Производители рекомендуют пользоваться специальным прибором для снятия защелок. Можно самостоятельно, пользуясь небольшим инструментом, окончательно произвести процедуру расщелкивания. Рекомендуется действовать очень аккуратно и внимательно, чтобы не повредить трубки испарителя.
- Чтобы снять систему защиты, стоит убрать внешнюю крышку устройства. Крепления крышки имеют направление на стену. Чтобы беспрепятственно снять крышку, стоит воспользоваться крестовой отверткой, а проворачивать крепежные винты следует, удерживая их пассатижами.
- Демонтаж внутреннего блока нельзя проводить одному. Необходимо 2 человека для удержания конструкции и 1 для проведения процедуры снятия. В случае демонтажа внутреннего блока одним человеком, возникает высокий риск падения всей конструкции со стены и ее неизбежной поломке.